https://doi.org/10.20339/AM.05-17.027
А.В. Пивоварова,
старший научный сотрудник
e-mail: anya.karm@yandex.ru
В.О. Пивоваров,
специалист
e-mail: vya4eslav-1991@yandex.ru
Центр мониторинга и оценки качества образования
Томского областного института
повышения квалификации и переподготовки работников образования
Анализируются результаты проведения государственной итоговой аттестации школьников в Томской области, наглядно продемонстрировавшие существенные образовательные проблемы в кластере сельских школ. Авторское социологическое исследование проводилось в школах одного из муниципалитетов Томской области, в котором по результатам сдачи основного государственного экзамена в 2014 г. наиболее высокий процент учащихся не получил аттестаты. Цель работы состояла в том, чтобы оценить степень вовлеченности основных участников образовательных отношений (школьников, их родителей, педагогов) в школах, работающих в сложном социальном контексте. Выделены три основных параметра вовлеченности: лояльный, коммуникативный, деятельностный, совокупность которых характеризует разные уровни вовлеченности в образовательные отношения. Также выявлены три тенденции, оказывающие существенное влияние на ход образовательного процесса и учебные результаты школьников.
Ключевые слова: образовательный процесс, вовлеченность, сложный социальный контекст, участники образовательных отношений, государственная итоговая аттестация.
Литература
- Витгенштейн Л.. Философские исследования. — М., 1994.
- Константиновский Д.Л. Реальность образования. Социологическое исследование: от метафоры к интерпретации. — М., 2013.
- URL: http://www.ecopsy.ru/publikatsii/ru-effektivnoe-zanudstvo.html
- Coleman J.S. (1969). Equality and achievement in education. Boulder, CO: Westview Press.
- URL: http://www.gallup.com/services/177047/q12-meta-analysis.aspx
- Hanushek E.A. (1986). The Economics of Schooling: Production and Efficiency in Public Schools. Journal of Economic Literature 24, 1141–77.
- Kuh G. (2007) What Student Engagement Data Tell Us about College Readiness. Peer Review. Vol. 9, no. 1, pp. 4–8.
- Mann S.J. (2001) Alternative perspectives on the student experience: Alienation and engagement. Studies in Higher Education. Vol. 26, no. 1, pp. 7–20.
- Pace R. (1984) Measuring the Quality of College Student Experiences. An Account of the Development and Use of the College Student Experience Questionnaire. Los Angeles: Higher Education Research Institute Graduate School of Education University of California.
- Pincus F.L. (1980) The False Promises of Community Colleges: Class Conflict and Vocational Education. Harvard Educational Review. 50:332–361.
- Shor I. (1992) Empowering Education: Critical Teaching for Social Change. Chicago: University of Chicago Press.
- URL: http://www.thesocialworkplace.com/2012/09/sustainable-engagement-isnt-an-event-its-an-experience/