Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Специфика управления коммуникациями в цифровой образовательной среде высшей школы

Е.А. Хомутникова, Г.М. Федосимов, С.В. Еманова
80,00 ₽

Е.А. Хомутникова,

канд. филол. наук, доцент

кафедры «Социология, социальная работа и организация работы с молодежью»

Курганский государственный университет

e-mail: ea7878@mail.ru

Г.М. Федосимов,

канд. пед. наук, профессор,

руководитель ООП магистратуры «Менеджмент в образовании»

кафедра «Педагогика и методика обучения гуманитарным дисциплинам»

Курганский государственный университет

e-mail: menedzhment-v-obr@mail.ru

С.В. Еманова,

канд. пед. наук, заведующая кафедрой

«Педагогика и методика обучения гуманитарным дисциплинам»

Курганский государственный университет

e-mail: sv_eman@mail.ru

 

В статье исследуется проблема управления современными коммуникациями в цифровой образовательной среде в структуре высшего учебного заведения, приведен ряд подходов к определению терминов «коммуникация» и «цифровая образовательная среда». Представлены характеристики различных типов образовательных коммуникаций, выявлены особенности педагогического аспекта коммуникаций, значение коммуникаций в образовании. Цифровая образовательная среда определена как основа для осуществления различных коммуникаций в вузовском образовании, приведены доводы в пользу того, что управление цифровой образовательной средой сегодня представляет методическую проблему, нуждающуюся в дальнейшей разработке.

В исследовании представлена специфика управления цифровой образовательной средой с точки зрения различных авторов, изучающих эту тему. Перечислены и проанализированы основные проблемы управления цифровой образовательной средой вузов, включая: необходимость формирования у преподавателей новых компетенций в цифровой среде, совмещение пространства цифровой образовательной системы с глубинной сутью обучающего процесса, учет индивидуальной направленности обучения. Представлены результаты экспериментальной работы по применению дистанционных форм обучения в вузе, дан анализ их эффективности и результативности. Представлены меры, учет которых на практике сможет совершенствовать управление цифровой образовательной системой, повысить эффективность ее работы.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, коммуникация, социальная коммуникация, высшая школа, управление образованием

 

Литература

  1. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». М., 2023.
  2. Козлова В.Ю., Гнездилова А.В. Роль коммуникации в управлении человеческими ресурсами и корпоративной культурой // Вестник науки. 2023. Т. 1. № 6. С. 855–862.
  3. Сапунова Т.А., Пера У.Я. Информационные коммуникации в сфере государственного управления. Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика // Сборник статей 13-1 Международной научно-практической конференции. Курск, 2023. С. 176–180.
  4. Филатова Е.В. Коммуникативная компетентность педагога: сущность и структура // MagisterDixit. 2012. № 1. С. 42–47.
  5. Сеногноева Н.А., Садовникова Н.О. Коммуникации как фактор эффективного управления в условиях цифровизации образования. Профессиональное образование: проблемы, исследования, инновации // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2019. С. 179–185.
  6. Кутепова Л.И., Попкова А.А., Жидков А.А., Гордеев К.С. Проектирование цифровой образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 2. С. 229–232.
  7. Носкова Т.Н., Куликова С.С. Цифровая образовательная среда: аспект управления // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2020. С. 160–167.
  8. Павлова Т.Б., Ковалева Е.А. Новые информационно-аналитические умения педагога в педагогическом управлении образовательным взаимодействием в цифровой образовательной среде // Kant. 2023. № 3. С. 231–238.
  9. Ткаченко Т.В. Индивидуальные траектории обучения в цифровой образовательной среде авиационного вуза // Транспортное дело России. 2022. № 3. С. 59–60.
  10. Куликова С.С., Яковлева О.В. Педагогическое управление в цифровой образовательной среде: вопросы профессиональной подготовки будущих педагогов // Образование и наука. 2022. № 2. С. 36–39.