Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Методы оценки профессиональной деятельности преподавателя высшей школы

И.А. Алешковский, А.А. Гребенюк, Е.И. Ефименко
80,00 ₽
И.А. Алешковский,
канд. экон. наук, доцент
Высшей школы современных социальных наук
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
 
А.А. Гребенюк,
д-р экон. наук, профессор,
заместитель директора по научной рабо те
Высшей школы современных социальных наук
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
 
Е.И. Ефименко,
аспирант
Высшей школы современных социальных наук
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
 
 
Одним из элементов современной системы управления высшим образованием является разработка и внедрение систем оценки
эффективности деятельности педагогических работников вузов. В статье проанализированы основные методы оценки эффектив-
ности деятельности профессорско-преподавательского состава, которые применяются российскими вузами при назначении различных
выплат стимулирующего характера, конкурсном избрании и других процедурах. Авторами рассмотрены преимущества и недостатки
применяемых методов.
Ключевые слова: научно-педагогические работники, оценка эффективности деятельности преподавателей, балльно-рейтинговый
метод, анкетирование обучающихся, экспертная оценка, метод KPI, метод «360 градусов».
 

Литература 

1. Абрамов Р.Н., Груздев И.А., Терентьев Е.А. Академическая профессия и идеология «медленной науки» // Высшее образование в России. 2016. № 10. С. 62–70.

2. Айгунова О.А., Саликова Э.В., Мкртчян В.А. Метод опроса «360 градусов» в оценке профессиональной деятельности преподавателя // Вестник ТГПУ. 2018. № 5 (194). С. 232–239. DOI: 10.23951/1609-624X-2018-5-232-242

3. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Высшая школа России: вынужденный дистант и плановый переход на удаленный формат в период пандемии (опыт социологического анализа) // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 5. С. 120–137. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-120-137

4. Барбашова Е.В. Оценка персонала вузов: экспертно-аналитический подход: научная монография. Орел: Изд-во РАНХиГС, 2016.

5. Бураканова Г.М. Метод анализа иерархий для оценки результатов научной деятельности преподавателей вуза // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2019. Вып. 2. Ч. 1. С. 467–469.

6. Васильева Е.Ю. Рейтинг преподавателей и кафедр в вузе // Университетское управление: практика и анализ. 2007. № 3. С. 39–49.

7. Рудаков В.Н. Заработная плата преподавателей российских вузов и эффективный контракт: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2021.

8. Кочухова Е.А. Академическая профессия глазами преподавателей // Вопросы образования. 2020. Вып. 2. С. 278–302. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-2-278-302

9. Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Университеты в России: как это работает. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021.

10. Мялкина Е.В., Житкова В.А. Система комплексной оценки административно-управленческого персонала в вузе: практика и особенности // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 1.

11. Носкова А.В., Проскурина А.С. Внутриуниверситетские рейтинги преподавателей: эмпирический кейс МГИМО // Социологические исследования. 2019. № 10. С. 69–75. DOI: 10.31857/S013216250007104-7

12. Полевая М.В. Система оценки эффективности работников учреждений высшего образования: современная практика и ключевые показатели // Социально-трудовые исследования. 2019. № 37 (4). С. 98–105. DOI: 10.34022/2658-3712-2019-37-4-98-105

13. Постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/193695/ (дата обращения: 30.12.2023).

14. Прахов И.А. Факторы, определяющие академическую заработную плату в России // Высшее образование. 2019. № 77 (5). С. 777–797.

15. Преподавательский труд в современной России: трансформация содержания и оценки: монография / А.П. Багирова, А.К. Клюев и др.; под общ. ред. проф. А.П. Багировой. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016.

16. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2007 г. № 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/192714/ (дата обращения: 30.12.2023).

17. Трапицын С.Ю. Система оценки качества деятельности профессорско-преподавательского состава университета // Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. С. 11–18.

18. Ходуева К.С. Управление человеческим капиталом с использованием KPI на основе компетентностного подхода в государственной организации // Наука, техника и образование. 2018. № 4. С. 68–71.