Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Values criteria for the success of an applicant's choice

А.А. Соловьев

УДК 378:1

https://doi.org/10.20339/AM.04-23.024

 

А.А. Соловьев,

канд. филос. наук, доцент

кафедра «Философия и право»

Волгоградский государственный технический университет

e-mail: lokotigr@mail.ru

 

Статья посвящена исследованию взаимосвязи между выбором абитуриента и его прогнозом относительно перспектив профессиональной деятельности по окончании обучения. Представлена попытка классифицировать аксиологические ориентиры для установления критериев того, насколько результаты образования соответствуют социальным и индивидуальным интересам. Изучены стратегии выбора, которые предстают в качестве методологии ориентации в многообразии направлений, допускаемом образовательной сферой. Рассмотрены социальные факторы, способствующие повышению значимости в общественном сознании тех или иных состояний, являющихся признаками условной социальной успешности. Автор стремится к поиску принципов деятельностного самоопределения, причем исходит из того, что определяющими являются не объективные, а субъективные факторы. Среди них можно назвать индивидуальные интересы, способности и наклонности, информированность относительно рынка труда, ценностные ориентиры, профессиональные требования, оценка своих возможностей, приоритеты в профессиональной сфере и общая жизненная стратегия. Для этого изучены события, способствующие выбору того или иного направления абитуриентом или препятствующие ему. Кроме того, ставится вопрос о так называемой «ценностной ответственности» абитуриента в случае, если профессиональная деятельность окажется несоответствующей исходным задачам. В этом контексте обозначается проблема соотношения индивидуальных и социальных критериев выбора.

Ключевые слова: образование, риски образования, выбор, критерии успешности, абитуриент, социальная философия, дискуссионный метод.

 

Литература

1. Howes D. International Undergraduate Student Choice of Alberta for Post-Secondary Education // Source Title: Multidisciplinary Perspectives on International Student Experience in Canadian Higher Education. 2021. P. 292–307.

2. MacPherson S.A., Grabovac A.D., Collins E.J., Heah T., Rockman P., Winston D. Transprofessional Competencies across Clinical, Organisational, and Educational Professions: the Case of Mindfulness-based Teaching and Learning (MBTL) // Professional Development in Education. Nov. 2022. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/19415257.2022.2143863 (дата обращения: 04.02.2023).

3. Буланова М.Б., Артамонова Е.А. NEET-молодежь: потребительское поведение в новой реальности // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Социология. 2022. № 1. С. 113–125.

4. Волков Д. Свобода воли. Иллюзия и возможность. М.: Карьера Пресс, 2018. 368 с.

5. Константиновский Д.Л. Отношение к профессиям как индикатор социальных изменений // Вестник института социологии. 2021. № 4. С. 155–166.

6. Кравченко А.И. Выбор профессии как социологический феномен: вопросы теории // Вестн. Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2017. № 1. С. 49–66.

7. Петрунева Р.М., Васильева В.Д. Болонский тупик. Что дальше? // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2022. № 11. С. 10–21. DOI: 10.20339/AM.11-22.010

8. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

9. Тагунова И.А. Риски современного образования в контексте концепций зарубежных ученых // Педагогика, 2020. № 6. С. 112–120.