УДК 378:364
https://doi.org/10.20339/AM.04-20.015
Л.М. Аллахвердиева,
д-р экон. наук, проф.
Московский государственный гуманитарно-экономический университет
(МГГЭУ)
А.Т. Гаспаришвили,
канд. филос. наук, доц.
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,
Российский университет дружбы народов,
с. н. с. Института социологии ФНИСЦ РАН
e-mail: gasparishvili@yandex.ru
Анализируются проблемы внедрения инклюзии в российскую систему высшего образования. Показано, что традиционная система образования не всегда справляется с внедрением инноваций, которые позволяли бы успешно адаптироваться к быстроизменяющимся условиям жизни и трудовой деятельности. Особые сложности возникали с решением задачи обеспечения доступности образования для инвалидов и людей с ОВЗ. Реформирование российской системы образования было, в частности, направлено и на то, чтобы обеспечить им доступ к высшему профессиональному образованию без дискриминации. Перемены в понимании роли и функции образования в обществе стали отражением смены его ориентиров в направлении оценки значения личностных качеств человека, когда самореализация личности становится основной целью социального развития. С принятием нового закона «Об образовании» стало активно развиваться инклюзивное образование, призванное более полно учитывать своеобразие образовательных потребностей людей с ОВЗ. Это, в свою очередь, открывает большие перспективы для их полноценной самореализации и более успешной последующей социальной адаптации. Авторы полагают, что в современном обществе инклюзивное образование в российских вузах становится эффективным фактором социализации людей с ОВЗ: оно позволяет значительной части молодых людей лучше адаптироваться к быстроменяющимся условиям жизни и трудовой деятельности.
Ключевые слова: система образования, инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья, социальная реабилитация инвалидов, социализация.