Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Инклюзивное образование в вузах как фактор эффективной социализации людей с ограниченными возможностями здоровья

Л.М. Аллахвердиева, А.Т. Гаспаришвили
80,00 Р

УДК 378:364

https://doi.org/10.20339/AM.04-20.015

      

Л.М. Аллахвердиева,

д-р экон. наук, проф.

Московский государственный гуманитарно-экономический университет

(МГГЭУ)

А.Т. Гаспаришвили,

канд. филос. наук, доц.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,

Российский университет дружбы народов,

с. н. с. Института социологии ФНИСЦ РАН

e-mail: gasparishvili@yandex.ru

 

Анализируются проблемы внедрения инклюзии в российскую систему высшего образования. Показано, что традиционная система образования не всегда справляется с внедрением инноваций, которые позволяли бы успешно адаптироваться к быстроизменяющимся условиям жизни и трудовой деятельности. Особые сложности возникали с решением задачи обеспечения доступности образования для инвалидов и людей с ОВЗ. Реформирование российской системы образования было, в частности, направлено и на то, чтобы обеспечить им доступ к высшему профессиональному образованию без дискриминации. Перемены в понимании роли и функции образования в обществе стали отражением смены его ориентиров в направлении оценки значения личностных качеств человека, когда самореализация личности становится основной целью социального развития. С принятием нового закона «Об образовании» стало активно развиваться инклюзивное образование, призванное более полно учитывать своеобразие образовательных потребностей людей с ОВЗ. Это, в свою очередь, открывает большие перспективы для их полноценной самореализации и более успешной последующей социальной адаптации. Авторы полагают, что в современном обществе инклюзивное образование в российских вузах становится эффективным фактором социализации людей с ОВЗ: оно позволяет значительной части молодых людей лучше адаптироваться к быстроменяющимся условиям жизни и трудовой деятельности.

Ключевые слова: система образования, инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья, социальная реабилитация инвалидов, социализация.

Работа выполнена при поддержке РФФИ, грант № 19-014-00001