Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Функции самоактуализации преподавателя в профессиональной деятельности

Н.А. Рыбакова
80,00 Р

https://doi.org/10.20339/AM.04-18.087

Н.А. Рыбакова

д-р пед. наук, проф. кафедры

психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин

Московский университет имени С.Ю. Витте

e-mail: 779169@mail.ru

 

Исследованы сущность и назначение самоактуализации преподавателя вуза в профессиональной деятельности через определение и характеристику основных функций таковых. Особое значение придается необходимости создания условий для становления самоактуализации у студентов в процессе взаимодействия с преподавателем. Содержательная характеристика выделенных функций связывается автором с особенностями профессионально-значимого потенциала личности преподавателя. Особым вкладом автора в исследование темы является ее рассмотрение с позиции интеграции теорий самоактуализации и личностного роста с личностно-деятельностным подходом, позволяющее конкретизировать содержательные и структурные особенности самоактуализации педагога с учетом специфики его профессии.

Ключевые слова: самоактуализация, педагогическая деятельность, личность, цели, дихотомия, функции, профессионально-значимый потенциал, взаимодействие, преподаватель, студент, преобразование.

Литература

  1. Мишин А.А. Взаимосвязь личностных особенностей педагогов и профессиональной самореализации. — URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/12/mishin.pdf
  2. Рыбакова Н.А. Самоактуализация личности: методологический экскурс // Психология и психотехника. — 2015. — № 8. — С. 823–831.
  3. Артемьева Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности // Психология формирования и развития личности. — М., 1981. — С. 67–87.
  4. Рыбакова Н.А. Самоактуализация преподавателя в профессиональной деятельности: вопросы теории и практики. — М., 2017.
  5. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. — М., 1997. — С. 156–176.
  6. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. — М., 1995.
  7. Руденко Ю.С. Климов С.Н. Компетентностный подход и содержание современного высшего профессионального образования // Компетентностный подход в образовательном процессе вуза: проектирование и организация. — М., 2013. — С. 8–14.
  8. Попова Н.В., Киселева Ю.В. Профессионально-педагогическая культура преподавателя вуза // Мир науки, культуры, образования. — 2010. — № 5. — С. 206–208.
  9. Матис В.И. Социология образования и формирование личности. — Барнаул, 1995.