Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Опережающее обучение в ситуации трансформации занятости населения

А.С. Огородов
80,00 Р

УДК 316.4:331.5

https://doi.org/10.20339/AM.03-20.061   

            

А.С. Огородов,

аспирант кафедры теории и социологии управления

Уральский институт управления — филиал РАНХиГС при Президенте РФ

e-mail: che13641@gmail.com

 

Анализируется взаимодействие образовательных организаций со службами занятости и промышленными предприятиями по реализации программ «опережающего обучения» персонала в ситуации трансформации рынка труда. Программы «опережающего обучения» выполняют роль демпфера, сдерживающего негативные социальные последствия трансформации занятости, одновременно минимизируя риски сохранения неэффективной рабочей силы. Государство возмещает частично или полностью затраты на проведение обучения персонала. Анализ практики реализации программ «опережающего обучения» на промышленных предприятиях Свердловской области выявил ключевую проблему: данная обучающая технология эффективно используется лишь в качестве антикризисной меры сохранения занятости, но слабо связана с процессами роботизации и цифровизации. Промышленные предприятия используют программы «опережающего обучения» главным образом в рамках концепции «бережливого производства», вовлекая в нее прежде всего персонал, находящийся в ситуации угрозы увольнения. Потенциал технологии «опережающего обучения» может быть раскрыт в полной мере, если программа будет ориентирована на лиц, способных обеспечить инновационный прорыв организации, формировать новую модель трудового поведения, способствующих процессам модернизации производства.

Ключевые слова: образовательная организация, развитие персонала промышленных предприятий, сохранение занятости, эффективность обучения.

Литература

  1. Dudin, M.N., Zasko, V.N., Dontsova, O.I., Osokina, I.V., Berman, A.M. Renewable energy sources as an instrument to support the competitiveness of agro-industrial enterprises and reduce their costs. International Journal of Energy Economics and Policy. 2018. No. 8. P. 162–167.
  2. Бобков В.Н., Квачев В.Г., Новикова И.В. Неустойчивая занятость в регионах РФ: результаты социологического исследования // Экономика региона. 2018. № 2. С. 366–379.
  3. Позмогов А.И. Цифровая трансформация промышленного комплекса России // Вопросы управления. 2019. № 3 (39) С. 149–154.
  4. Муртазина А.В., Резер Т.М. О необходимости развития профессионального потенциала у студентов высшей школы // Новые вызовы высшего образования в области общественных наук: предмет, методы и технологии. Челябинск, 2019. С. 58–62.
  5. Шебырева Л.Г. Перспективно-опережающее обучение как фактор формирования компетенций и условий непрерывного образования //
Актуальные вопросы образования. 2019. Т. 1. С. 236–239.
  6. Чевтаева Н.Г., Стребкова Н.В. Оценка качества образования: социологический анализ групп интересов. Екатеринбург, 2009.
  7. Яроцкая Л.В. Методология опережающего развития профессиональной личности: от инновации к практике обучения // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2018. № 2 (796). С. 87–95.
  8. Забелина О.В., Мальцева А.В., Мирзабалаева Ф.И. Влияние цифровой экономики на сохранение занятости и готовность работающего населения к опережающему обучению // Креативная экономика. 2019. № 6. С. 1235–1252.
  9. Becker R. Economic change and continuous vocational training in the work history: a longitudinal multilevel analysis of the employees’ participation in further training and effects on their occupational careers in Germany, 1970–2008 // Empirical Research in Vocational Education and Training. 2019. № 11. С. 2–29.
  10. Бикалова Н.А. Программы опережающего профессионального обучения: семь лет от кризиса к инновационному развитию // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 5. С. 100–107.
  11. Огородов А.С., Саранчук С.Ю., Чевтаева Н.Г. Корпоративная сплоченность профессионального сообщества в условиях нестабильности рынка труда промышленного региона // Вестник РУДН. 2017. № 1. С. 83–95.
  12. Антонов Д.А., Агафонов В.Г. Система квалификаций в регионе: перспективы становления // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России. Петрозаводск, 2012. С. 21–25.