https://doi.org/10.20339/AM.03-18.029
Е.А.Тимощук
канд. философ. наук, доц.
Кафедра социально-гуманитарных наук
Владимирского филиала РАНХиГС
e-mail: e@timos.elcom.ru
Обосновывается актуальность феноменологического подхода к образованию, дается анализ феноменологии образования в России и за рубежом, а также обращается внимание читателя на столкновение метода с реалиями современного образовательного процесса. Автор отводит феноменологии стратегическую роль в современном образовании как фундаментальной парадигмы социокультурной дескрипции, когерентно описывающей сложные гетерономные объекты современного общества благодаря таким категориям, как интенциональность, конститутивность, интерсубъективность, конкретизация. При этом педагогическая ноосфера рассматривается как контекстуально-интенциональное коммуникативное образование, динамично реагирующее на вызовы времени. Анализируется научное творчество ключевых акторов феноменологии образования.
Ключевые слова: феноменология, феноменология образования, компетентностный подход в образовании, образовательные технологии, тьюторинг, форсайт в образовании.
Литература
1. Демьяненко Н.М., Калинкина С.И., Никифорова М.В. О новых тенденциях в образовании: проблемы и перспективы / Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании. Екатеринбург, 2016. — С. 138–141.
2. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. — 2005. — № 3. — С. 27–40.
3. Зелеева В.П. Педагогическая феноменология: возвращение и новые смыслы // Образование и саморазвитие. — 2010. — № 5 (21). — С. 56–61.
4. Марков Б.В. Трансцендентальная феноменология с телекоммуникативной точки зрения. — СПб., 2002. — C. 308.
5. Плеханов Е.А. Феноменология образования: эпистемологические аспекты // Эпистемология и философия науки. — 2009. — № 2 (20). — С. 58–61.
6. Рогачёва Е.Ю. Феноменология жизни Анны-Терезы Тименецки и актуальность феноменологически-герменевтического подхода в современном образовании // Вестник Владимирского государственного университета. — 2014. — № 19 (38). — С. 51–57.
7. Серебровская Т.Б. Тьюторство в контексте модернизации высшей школы // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2011. — № 5 (124). — С. 13–18.
8. Тимощук Е.А. Теория социокультурных объектов в феноменологии Р. Ингардена: Автореф. дисс. … канд. филос. наук. — Нижний Новгород, 2009.
9. Куренкова Р.А. Феноменология образования: современный диалог философии и педагогики // Профессиональное образование в современном мире. — 2012. — № 1. — С. 43–49.
10. Шиян А.А. Феноменология — от монолога к диалогу // Ежегодник по феноменологической философии РГГУ. — М., 2008. — С. 492–500.
11. Cozma C. Sophia as Telos in the Ontopoietic Perspective // Analecta Husserliana CX: Phenomenology/ Ontopoiesis Retrieving Geo-cosmic Horizons of Antiquity. — Springer, 2011. — С. 413–421.