УДК 378
https://doi.org/10.20339/AM.02-22.035
В.Я. Гельман,
д-р техн. наук, профессор
Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова
e-mail: Viktor.Gelman@szgmu.ru
Быстрая смена парадигм развития технологий в XXI веке требует от специалиста гибкого мышления и снижения степени стереотипности профессионального мышления. Однако любая профессиональная деятельность основана на системе стереотипов.
В данной статье проведено изучение формирования системы профессиональных стереотипов у студентов вуза в процессе обучения, а также определены положительные и отрицательные проявления выработанной системы стереотипов. Методологической основой исследования являлись анализ научных публикаций и обобщенный практический опыт. Рассмотрены место стереотипов в системе обучения вуза, положительные и отрицательные качества стереотипов, способы формирования и сложности изменения системы профессиональных стереотипов, а также необходимость творческого подхода к профессиональной деятельности и периодического изменения стереотипов. Показано, что, с одной стороны, обучение в вузе должно способствовать формированию системы необходимых профессиональных стереотипов у студентов и умения грамотного использования ее преимуществ, с другой ––вырабатывать готовность корректировать эту систему при изменениях ситуации и менять стереотипы в случаях возникновения необходимости, учить избегать застоя и находиться в постоянном развитии, следуя принципам непрерывного образования.
Ключевые слова: стереотип, профессиональный стереотип, формирование, изменение, обучение, студенты, вуз.
Литература
1. Стереотип // Большая российская энциклопедия. Т. 31. М., 2016. С. 235–236.
2. Судаков К.В. Динамические стереотипы, или Информационные отпечатки действительности. М.: ПЕР СЭ, 2002. 126 с.
3. Липпман У. Общественное мнение. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.
4. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990. 496 с.
5. Столяренко А.М. Общая педагогика: учебное пособие. М.: Юнити, 2015. 479 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело (квалификация (степень) «специалист»). URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm1118-1.pdf (дата обращения: 12.11.2021).
7. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. М.: Национальное образование, 2012, 416 с.
8. Shih M.J., Pittinsky T.L., & Ho G.C. Stereotype boost: Positive outcomes from the activation of positive stereotypes. In Inzlicht M. & Schmader T. (Eds.). Stereotype threat: Theory, process, and application. Oxford University Press, 2012. P. 141–156.
9. Akhmetova G., Mynbayeva A., Mukasheva A. Stereotypes in the professional activity of teachers // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 171. P. 771–775.
10. Мандель Б.Р. Педагогическая психология: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2012. 366 с.
11. Данилова H.H., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов н/Д: Феникс. 2005. 478 с.
12. Бучилова И.А. Психологические особенности преодоления педагогических стереотипов у студентов и воспитателей дошкольных учреждений. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2002. 16 с.
13. Касьянова Т.И., Воронина Л.И., Резер Т.М. Образовательный потенциал российских граждан пожилого возраста // Образование и наука. 2020. № 2 (22). C. 120–141. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-2-120-141
14. Садовникова Н.О., Сергеева Т.Б. Психологические механизмы переживания профессионального кризиса личности. Екатеринбург: РГППУ, 2018. 105 с.
15. Гельман В.Я. Непрерывное образование и старение населения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10. № 2. С. 38–47. DOI: 10.24411/2220-8453-2019-12001
16. Гельман В.Я. О тенденциях в формировании базовых знаний у студентов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 8. С. 23–27. DOI: 10.20339/AM.08-20.023