https://doi.org/10.20339/AM.02-19.028
В.Г. Маралов,
д-р психол. наук, проф. кафедры психологии
Череповецкий государственный университет
e-mail: vgmaralov@yandex.ru
В.А. Ситаров,
д-р пед. наук, проф., заведующий кафедрой
педагогики и психологии высшей школы
Московский гуманитарный университет
e-mail: sitarov@mail.ru
Представлена разработка теоретической модели формирования позиции ненасилия у студентов. Актуальность проблемы обусловлена значимостью ненасилия как особой формы взаимодействия людей, позволяющей решать сложные жизненные задачи на основе сотрудничества и взаимопонимания. На основе теоретического анализа и серии эмпирических исследований выделены основные компоненты соответствующей модели взаимодействия людей. Предложенная модель может быть использована в процессе практической работы по формированию у студентов гуманитарной направленности личности, ядром которой является принятие позиции ненасилия.
Ключевые слова: позиция ненасилия, теоретическая модель формирования позиции ненасилия, ненасильственное отношение к себе и другим людям, принятие себя, чувствительность к человеку, социальные стереотипы, эгоцентризм, студенты.
Литература
1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб., 2002.
2. Гусейнов А.А. Этика ненасилия // Вопросы философии. 1992. № 3. С. 72–81.
3. Модели экологического воспитания детей. М., 2005.
4. Диас А.С., Карпава А. Школа — пространство мира. Образование в культуре мира и ненасилия. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23931797
5. Журавлева Е.А. Возможности и ограничения обучения педагогов принципу ненасилия во взаимодействии с ребенком. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29894382
6. Икрянникова Т.Н. Формирование способности к ненасильственному взаимодействию у детей 5-7 лет. Волгоград, 2005.
7. Козлова А.Г. За педагогикой ненасилия — будущее. СПб., 1997.
8. Козлова А.Г. Воспитание магистрантов как будущих наставников в образовательной программе «Духовно-нравственное воспитание». URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30353461
9. Ледянкина Е.В. Педагогическое обеспечение воспитания позиции ненасилия у младших школьников. Казань, 2010.
10. Липман М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия // Вопросы философии. 1995. № 2. С. 110–121.
11. Луценко О.А. Педагогические условия становления позиции ненасилия у студентов педагогического вуза. Хабаровск, 2005.
12. Маралов В.Г. Педагогика ненасилия в практике детского сада. М., 2009.
13. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Характеристика позиций взаимодействия как форм выражения ценностей принуждения и ненасилия // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 1. С. 131–146.
14. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовании. М., 2015.
15. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
16. Рогожникова С.М. Принятие себя как фактор ориентации педагогов на личностную модель // Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми. М., 2005. С. 55–94.
17. Creating a sustainable vision of non-violence in schools and society. Hershey, PA: IGI Global, 2017.
18. Danesh H.B. The Education for Peace integrative curriculum: concepts, contents and efficacy. URL: https://doi.org/10.1080/17400200802264396
19. Hallak M. Non-violence training program evaluation. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=5253151
20. Klepko S. Pedagogy of peace and philosophy of war: the search for truth. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29010126
21. Perry B.D. Raising a non-violent child: developing self-regulation. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=4317186
22. Sorensen G. Utopianism in peace research: the Gandhi heritage // Journal of Peace Research. 1992. № 2. C. 135-144.
23. Smith M.A. Development and implementation of a non-violent education curriculum to reduce incidences of violence in middle school youth. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=5337734
24. Spears S.C. Freedom’s children: fifth graders’ perceptions of the effects of peace education in the form of kingian non-violence. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=8878206
25. Wilson M.G. A conflict management module based on the kingian principles of non-violence: a strategy for reducing violence. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=5478087
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00151.