http://dx.doi.org/10.20339/AM.02-16.116
В.Я. Портных,
к. педагог. н., почетный проф.
кафедры гуманитарных дисциплин
Российский университет кооперации
141014, Московская область, г. Мытищи,
ул. В. Волошиной, дом 12/30
Рассмотрена сущность методологии как научной теории и метода всеобщего познания и преобразования мира. Показано значение философии и философских категорий как основы методологии научного познания. Представлен анализ материалистической диалектики как вершины научной методологии. Охарактеризованы различные методологические подходы и методы научного познания. Излагаются возможности использования методологии в научно-педагогических исследованиях с указанием на наиболее важные темы такого исследования. Выделена определяющая роль практики и практического опыта в научном исследовании и обучении студентов. Сделан авторский вывод о том, что изложенная тематика представляет важнейшие проблемы учебного процесса, исследование которых может явиться необходимой предпосылкой повышения качества обучения.
Ключевые слова: методология, законы и категории, научно-педагогическое исследование.