Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Инструмент оценки и повышения эффективности текущего учебного процесса в вузе

А.П. Исаев, Л.В. Валуева, Е.В. Мартынова, Л.В. Плотников
80,00 Р

 

http://dx.doi.org/10.20339/AM.02-16.077

А.П. Исаев,

д. э. н., доц., проф. кафедры

«Системы управления энергетикой и промышленными предприятиями»

e-mail: ap_isaev@mail.ru

Л.В. Валуева,

ведущий психолог Института технологий открытого образования

e-mail: valueva16@mail.ru

Е.В. Мартынова,

главный специалист Института технологий открытого образования

e-mail: katrinmartin@mail.ru

Л.В. Плотников,

к. т. н., доц. кафедры «Турбины и двигатели»

e-mail: leonplot@mail.ru

Уральский федеральный университет

им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

 

Обоснована необходимость мониторинга текущего учебного процесса вуза для управления его эффективностью. Сформулированы требования к методикам эмпирической оценки текущего учебного процесса. Предложена модель мониторинга, включающая оценки психолого-педагогической эффективности лекционных, практических занятий и самостоятельной работы студентов. Представлен концептуальный подход, использованный при разработке методик оценки эффективности текущего учебного процесса через самооценку студентами своей учебной деятельности в формах учебных занятий. Подчеркивается технологичность мониторинга, включая процедуры эмпирической оценки, способы обработки полученных результатов и их визуализированное представление в виде нескольких профилей по каждой форме учебных занятий. Приводятся примеры профилей оценки разных форм учебной работы.

Ключевые слова: мониторинг, текущий учебный процесс, эффективность учебного процесса, эмпирическая оценка, методика оценки эффективности, критерий оценки, индикатор эффективности, профиль учебного занятия, совершенствование учебного процесса.

 

Литература

1. Ландсберг С.Е. Создание информационной системы образовательного учреждения для организации локального мониторинга. — Петрозаводск, 2005. — С. 130–133.

2. Борисова Е.В. Педагогический мониторинг как условие обеспечения качества в системе образования // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 6. — С. 76–81.

3. Попов А.И. Оценка качества технического образования в процессе совместной деятельности обучающихся // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2015. — № 5. — С. 67–69.

4. Жичкин А.М. Метод применения инструментария контроля качества в организациях высшего профессионального образования // Высшее образование сегодня. — 2014. — № 2. — С. 19–25.

5. Галиахметова А.Т. Управление качеством образования в вузе на основе комплекса целевых программ // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2014. — № 1 (13). — С. 31–37.

6. Бусыгин А.Г., Бусыгина Т.А. Постановка вузовской лекции и оценка ее качества. — Самара, 2005.

7. Бусыгина Т.А. Методика оценки качества подготовки вузовской лекции // Телескоп. — 2004. — № 9. — С. 54.

8. Леонова Н.А. Психологическая оценка эффективности лекции: методические указания. — Свердловск, 1985.

9. Исаев А.П. Применение психолого-педагогических методик для совершенствования учебно-воспитательного процесса на основе аудитории обратной связи. — Свердловск, 1987.