Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Система понятий педагогического исследования

В.В. Лобанов
80,00 Р

http://dx.doi.org/10.20339/AM.02-16.042

В.В. Лобанов,

к. педагог. н., доц. кафедры общей педагогики и психологии

Томский государственный педагогический университет

e-mail: danvelur@rambler.ru

 

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 15-18-10002).

 

Рассмотрена проблема резкого увеличения количества диссертаций по педагогике, что актуализировало методологические поиски в направлении повышения их качества. Обязательным условием точности диссертационных работ является внутренняя непротиворечивость, предполагающая изложение материала на основе системы понятий, адекватной объекту исследования. Однако требования к формированию такой системы в методологии не вполне учитывают нелинейность процессов в образовании, что затрудняет изучение сложных систем. Для преодоления проблемы предлагается инструментальная схема выстраивания понятийного аппарата. Суть этой схемы состоит в рассмотрении типа научной рациональности и методологического подхода как обоснования применимости и согласованности понятий в научном тексте. Возможности схемы показаны на примере анализа «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко при помощи системы понятий, иерархически встроенной в постнеклассический тип рациональности и системный подход.

Ключевые слова: методология педагогики, системный подход, образовательный процесс, образовательная ситуация, образовательное событие, образовательная среда, образовательное пространство, А.С. Макаренко, «Педагогическая поэма».

 

Литература

  1. Стёпин В.С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения / Постнеклассика: философия, наука, культура. — СПб., 2009. — С. 249–295.
  2. Цирульников А.М. Система образования в этнорегиональном и социокультурном измерениях. — СПб., 2007.
  3. Шептуховский М.В. Системный подход и «доминанта» в образовании и педагогической науке // Исследования гуманитарных систем. — Вып. 2. Доминантность систем и ее виды. — Краснодар, 2014. — С. 97–118.
  4. Краевский В.В. Общие основы педагогики. — М., 2003.
  5. Жилина А.И. Системный подход как методология педагогического исследования // Человек и образование. — 2007. — № 10–11. — С. 15–20.
  6. Лобанов В.В. Образовательное событие как педагогическая категория // Образование и наука. — 2015. — № 1. — С. 33–43.
  7. Пригожин А.И. Современная социология организаций. — М., 1995.
  8. Апресян Р.Г. Ценностные парадигмы воспитания // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2008. — Вып. 1. — С. 89–94.
  9. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Сочинения в 7 т. — Т. 1. — М., 1957.
  10. Ревякина В.И. А.С. Макаренко в условиях студенческого негатива / А.С. Макаренко: наследие и современные преобразования в педагогической теории и практике. — Нижний Новгород, 1992. — С. 43–44.