УДК 37.09-057.8:1
https://doi.org/10.20339/AM.01-21.027
Н.Н. Губанов,
д-р филос. наук, проф., доц. кафедры философии
e-mail: gubanovnn@mail.ru
Е.А. Юсипов,
аспирант кафедры философии
e-mail: yusipovea@gmail.com
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана
Н.И. Губанов,
д-р филос. наук, проф. , заведующий кафедрой философии и истории
Тюменский государственный медицинский университет
e-mail: gubanov48@mail.ru
Выделены и проанализированы особенности преподавания философии студентам естественнонаучных и технических специальностей. Рассматривается проблема низкой мотивации обучающихся этой категории к изучению философских дисциплин (философии — для бакалавров, методологии научного познания — для магистрантов, истории и философии науки — для аспирантов). Отмечены некоторые причины этого явления. Сформулированы предложения по повышению заинтересованности студентов-естественников и технарей в обучении философии. Предложен разработанный и апробированный в педагогической практике авторов метод демонстрации продуктивности философских идей в научно-техническом поиске на конкретно историческом материале. В рамках этого метода обучения решаются три основные задачи: показать слушателям, каким образом определенные философские идеи конкретных ученых способствовали их научному творчеству, показать, какие абстрактные объекты были смоделированы в философском мышлении задолго до того, как подобные объекты (подобные свойства и отношения) попали в сферу научного мышления и практического освоения, показать, какие фундаментальные познавательные проблемы были поставлены философами прошлого перед последующими поколениями и какое значение для науки имело размышление по поводу этих проблем. Изложенный метод и полученные результаты могут использоваться преподавателями философских дисциплин при обучении бакалавров, магистрантов и аспирантов естественнонаучных и технических специальностей.
Ключевые слова: философия, образование, технический вуз, мотивация, метод демонстрации продуктивности философских идей в научном поиске.
Литература
- Лебедев С.А. Курс лекций по методологии научного познания. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016.
- Стёпин В.С., Елсуков А.Н. Методы научного познания. Минск: Вышэйшая школа, 1974.
- Стёпин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-традиция, 2003.
- Ивин А.А. Теория аргументации. М.: Гардарики, 2000.
- Назаретян А.П. Нелинейное будущее. Мегаисторические, синергетические и культурно-психологические предпосылки глобального прогнозирования. М.: Издательство МБА, 2013.
- Мостепаненко А.М. Пространство и время в макро-, мега- и микромире. М.: Политиздат, 1974.
- Сёмушкин А.В. Эмпедокл. М.: Мысль, 1985.
- Коломийцев С.Ю. Демокрит и Анаксагор: сравнение концепций применительно к современной науке // Вестник ВГУ. Серия: Философия. 2016. № 4. C. 33–41.
- Кохановский В.П., Зототухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов. Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
- Казютинский В.В. Платон и современная космология // Эпистемология и философия науки. 2010. Т. XXVI. № 4. С. 167–176.