Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Система технического образования школьников: вариации целей и структуры

Д.П. Данилаев, Н.Н. Маливанов
80,00 Р

УДК 37.09:373::62

https://doi.org/10.20339/AM.01-20.016   

 

Д.П. Данилаев,

д-р техн. наук, доц.

e-mail: danilaev.reku@kstu-kai.ru

Н.Н. Маливанов

д-р пед. наук, проф, заведующий

кафедрой автоматики и управления

e-mail: cno@kai.ru

Казанский национальный

исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ)

 

Исследована одна из стратегических задач образования — подготовка детей к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Гибкая система дополнительного образования предлагает различные концепции и формы обучения детей, выделяя популярные направления обучения, такие как робототехника, авиа- судо- моделирование, программирование, электроника. Однако предлагаемые программы редко связаны между собой. Накапливаемый опыт позволяет перейти к построению современной системы технического образования школьников. Цель статьи — анализ возможных задач и структуры этой системы. Применение компетентностного подхода в образовании обусловило формирование системы непрерывного профессионального обучения и интеграцию систем общего образования, среднего профессионального и высшего образования. Реальная интеграция актуализировала поиск релевантных педагогических подходов и моделей организации дополнительного технического образования детей. Наметился переход от диагностики способностей и склонностей школьников к формированию среды профессионального самоопределения и развития детей, самореализации личности, формирования ее социальной идентичности. Подходы к построению такой системы зависят от условий реализации образовательных программ. Следует учитывать достаточность числа, квалификации, компетентности педагогов, уровень материально-технической базы, наличие методических разработок, источники финансирования и многое другое. С учетом этих условий общая цель дополнительного технического образования может быть диверсифицирована на частные цели, в зависимости от которых определяются методики обучения. В связи с диверсифицированными целями определяется вариант структурирования системы и способы интеграции программ технического образования с программами основного общего образования. Диверсификация целей технического образования школьников позволяет реализовать многоуровневую систему дополнительного технического образования, причем возможно ее поэтапное построение.

Ключевые слова: дополнительное образование школьников, технологическое образование, система технического образования, инженерные лицеи.

 

Литература

1. Шестакова И.Г. Новая темпоральность цифровой цивилизации: будущее уже наступило // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2019. № 2. С. 20–29.

2. Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярхамов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. М., 2016.

3. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира // Вопросы образования. 2008. № 3. С. 7–60.

4. Борисенков В.П. Качество образования и проблемы подготовки педагогических кадров // Образование и наука. 2015. № 3. С. 4–18.

5. Фрадкин В.Е. Проблемы школьного естественнонаучного образования. URL: https://newtonew.com/school/problems-school-science-education

6. Шигарева Е.Н. Перспективные направления профессиональной ориентации школьников в системе дополнительного технологического образования // Вестник Вятского государственного университета. 2012. № 3-3. С. 51–55.

7. Молоков Д.С. Зарубежный опыт предоставления услуг в сфере дополнительного образования детей // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 1. С. 225–231.

8. Sean Brophy, Stacy Klein, Merredith Portsmore, Chris Rogers. Advancing engineering education in P-12 classrooms. Journal of Engineering Education. 2008. July. P. 369–387.

9. Как устроена система образования в различных странах мира. URL: http://www.online812.ru/2011/03/23/003/

10. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. М., 2008.

11. Психологическая энциклопедия. URL: http://gufo.me/psy_a

12. Цукерман Г.А. Формирование учебной деятельности в коллективно-распределенной форме. М., 1980.

13. Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса. URL: http://psychlib.ru/mgppu/ZOsv-01/ZLD-244.HTM#

14. Симонова Г.И. Деятельностный подход к педагогическому сопровождению социальной адаптации школьников // Вестник Вятского государственного университета. 2012. № 3-3. С. 59–64.

15. Бажин К.С., Симонова Г.И., Ходырева Е.А. Искусство и техническое творчество глазами молодых ученых: анализ результатов исследования // Вестник Вятского государственного университета. 2012. № 3-3. С. 51–55.

16. Нелюбов С.А. О концепции школьного инженерного образования. URL: http://www.minobr.nso.ru/sites/minobr.nso.ru/wodby_files/files/wiki/2014/11/vystuplenie_ministra_10_06_16.pdf