Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Либеральная и исследовательская модели университетского образования как институциональная основа интеллектуализации общества и сохранения фундаментальной ценности умственного труда

С.В. Костюкевич
$2.50

УДК 378:1

DOI 10.20339/AM.03-24.014 

 

С.В. Костюкевич,

канд. социол. наук

Институт социологии

Национальной академии наук Республики Беларусь, г. Минск

e-mail: svkostus@yahoo.com

 

В данной статье приводится обоснование фундаментальной ценности умственного труда и, прежде всего, сложного умственного труда, носителями которого являются интеллектуалы и ученые. Даны определения понятий: умственный труд, интеллектуальный труд, интеллектуал, интеллигент, интеллектуализация общества, либеральная модель университетского образования и исследовательская модель университетского образования. Доказывается, что классический университет (в лице либеральной и исследовательской моделей) является институциональной основой интеллектуализации общества и сохранения ценности умственного труда. Доказывается, что сложный умственный труд (труд интеллектуалов и ученых) лежит в основе научно-технического развития как стандарта современного общества. Доказывается, что интеллектуализация общества тесно связана с научно-техническим развитием и, соответственно, с технологическим лидерством.

Ключевые слова: современное общество, интеллектуализация общества, умственный труд, интеллектуальный труд, элита, либеральная модель университетского образования, исследовательская модель университетского образования.

 

 

Литература

  1. Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем. / сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
  2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. 224 с.
  3. Костюкевич С.В. Модели университетского образования как фактор лидерства: на примере модели исследовательского университета // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 6. С. 17–24. DOI: 10.20339/AM.06-22.17
  4. Гегель Г.В. Кто мыслит абстрактно. 1807 / Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1972. 668 с.
  5. Асмус В.Ф. Античная философия: учеб. пос. Изд. 2-е, доп. М.: Высшая школа, 1976. 543 с.
  6. Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 2. От Антигоны до Сократа. Гл. III. Родилась наука. Мир начинают объяснять. Фалес. Демокрит / пер. с фр. О.В. Волкова; предисл. Ф.А. Петровского. М.: Искусство, 1991. 334 с.
  7. Галтунг Й. О роли интеллектуалов — упражнения в самокритике // Высшее образование в Европе. 1976. № 6. Вып. 1. С. 25–30.
  8. Ньюмен Д.Г. Идея университета / пер. с англ. С.Б. Бенедиктова; под общ. ред. М.А. Гусаковского. Минск: БГУ, 2006. 208 с.
  9. Социальное государство в зеркале общественных трансформаций / отв. ред. Е.С. Садовая, И.П. Цапенко, И.В. Гришин. М.: ИМЭМО РАН, 2020. 209 с.
  10. Самойлова Е.С. Население и образование. М.: Статистика, 1978. 143 с.
  11. Альтбах Ф.Дж. Модели развития высшего образования в преддверии 2000 г. // Перспективы: вопросы образования. 1992. № 3. С. 40–58.
  12. В чем ошибается высшее образование // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 11. С. 4–9. URL: https://almavest.ru/ru/archive/3810/5275
  13. Костюкевич С.В. Современное университетское образование: эклектический хаос и конфликт ценностей // Alma mater (Вестник высшей школы). 2023. № 5. С. 16–29. DOI: 10.20339/AM.05-23.16
  14. Леонидова Г.В. Интеллектуальный потенциал населения: теоретико-методологические основы исследования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 1 (31). С. 52–71.
  15. Германцы. Документальный сериал «Расцвет древних цивилизаций» (The Ascent of Civilisation), Производство Германия, 2014–2016. 1 и 2 сезоны [электронный ресурс]. URL: http://zserials.org/dokumentalnye/the-ascent-of-civilisation.php (дата доступа: 02.07.2022).
  16. Расцвет древних цивилизаций. Греция. Документальный сериал. 1 серия. Производство Германия, 2014–2016 [электронный ресурс]. URL: http://zserials.org/dokumentalnye/the-ascent-of-civilisation.php (дата доступа: 03.03.2023).
  17. Дробышевский Ст. Станислав Дробышевский о том, как технологии 21 века превращают нас в «ждунов» [электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=nWg_wwRbhBs (дата доступа: 28.02.2023). 
  18. Моска Г. Правящий класс. Церкви, партии, секты / пер. с англ. и примеч. Т.Н. Самсоновой // Социологические исследования. 1994. № 10. C. 187–198.
  19. Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция). М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1998. 428 с.
  20. Don Hossler, Olga Shonia, Rachelle Winkle-Wagner. A Policy Analysis of the Status of Access and Equity in Russia / Paper presented to the 29th ANNUAL EAIR FORUM, 26 to 29 August 2007, Innsbruck, Austria.