Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Саморазвитие интеллектуальной сферы студента как цель обучения

Н.Б. Яновская
$2.50

 

Н.Б. Яновская,

к. т. н., доц.

кафедры высшей математики

Сибирский государственный индустриальный университет

E-mail: naina.b.yanovskaya@gmail.com 

Представлен анализ процесса изучения математики на основе метапознания и конструктивной деятельности студента с целью саморазвития его личности. Под этим ракурсом установлены показатели саморазвития интеллектуальной сферы студента в порядке их значимости. Таковыми являются мотивы саморазвития, потребность в саморазвитии, индивидуальность в деятельности, способность к рефлексии. Введены понятия «понимание интеллекта», «интеллектуальная сфера личности», «типы мышления», «внутренняя и внешняя мотивация». На этой основе определено основное условие формирования формы саморазвития интеллектуальной сферы личности. Сформулированы условия саморазвития интеллектуальной сферы студента в процессе образовательного конструирования. Выявлены основные показатели саморазвития интеллектуальной сферы обучающегося как результата учебной деятельности. Определен конечный результат соответствующего процесса.

Ключевые слова: понимание интеллекта, интеллектуальная сфера личности, типы мышления, внутренняя и внешняя мотивация, саморазвитие,  самообразование. 

Литература

1.      Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии мышления // Психологический журнал. — 1994. — № 4. — С. 35–39.

2.      Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.

3.      Бодалёв А.А. Психология личности. — М., 1988.

4.      Брушлинский А.В. Развитие творческого мышления у учащихся. — М., 1994.

5.      Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников. — М., 1981.

6.      Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. — Калининград, 2000.

7.      Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей. — М., 1994.

8.      Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. — М., 1984.

9.      Обухова Л.Ф. Проблема соотношения обучения и умственного развития // Концепция Жана Пиаже: за и против. — М., 1981.

10.  Плотникова Е.Г. Концептуальные положения процесса обучения математике в вузе // Высшее образование сегодня. — 2011. — № 3. — С. 48–51.

11.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Соч. в 2 т. — М., 1989.

12.  Селевко Г.К. Руководство по организации саморазвития школьников // Школьные технологии. — 1999. — № 6.

13.  Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач // Вопросы психологии. — 1982. — № 1. — С. 99–103.

14.  Терещенко А.В. Формирование саморазвития интеллектуальной сферы подростков в условиях индивидуализированного обучения: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. — Волгоград, 2002.

15.  Тихомиров О.К. Психология мышления. — М., 1984.

16.  Хамов Г.Г., Тимофеева Л.Н. О методах составления некоторых типов задач и их использование как средства организации исследовательской деятельности студентов // Наука и школа. — 2014. — № 1. — С. 48–51.

17.  Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — СПб., 2002.

18.  Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии. — 1985. — № 6. — С. 14.

19.  Staats, A.W. Behavior and Personality: Psychological Behaviorism. — New York: Springer, 1996.

20.  Feuerstein, R. Conductive education and structural cognitive modifiability // Recent Advances in Conductive Education. — 2008. — No. 7 (1). — P. 5–8.

21.  Renzulli, J.S. Schools for talent development: A practical plan for total school improvement. — Mansfield, 1994.

22.  Rogers, C. Freedom to Learn: A View of What Education Might Become. — Columbus, 1969.