Н.Б. Яновская,
к. т. н., доц.
кафедры высшей математики
Сибирский государственный индустриальный университет
E-mail: naina.b.yanovskaya@gmail.com
Представлен анализ процесса изучения математики на основе метапознания и конструктивной деятельности студента с целью саморазвития его личности. Под этим ракурсом установлены показатели саморазвития интеллектуальной сферы студента в порядке их значимости. Таковыми являются мотивы саморазвития, потребность в саморазвитии, индивидуальность в деятельности, способность к рефлексии. Введены понятия «понимание интеллекта», «интеллектуальная сфера личности», «типы мышления», «внутренняя и внешняя мотивация». На этой основе определено основное условие формирования формы саморазвития интеллектуальной сферы личности. Сформулированы условия саморазвития интеллектуальной сферы студента в процессе образовательного конструирования. Выявлены основные показатели саморазвития интеллектуальной сферы обучающегося как результата учебной деятельности. Определен конечный результат соответствующего процесса.
Ключевые слова: понимание интеллекта, интеллектуальная сфера личности, типы мышления, внутренняя и внешняя мотивация, саморазвитие, самообразование.
Литература
1. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии мышления // Психологический журнал. — 1994. — № 4. — С. 35–39.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.
3. Бодалёв А.А. Психология личности. — М., 1988.
4. Брушлинский А.В. Развитие творческого мышления у учащихся. — М., 1994.
5. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников. — М., 1981.
6. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. — Калининград, 2000.
7. Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей. — М., 1994.
8. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. — М., 1984.
9. Обухова Л.Ф. Проблема соотношения обучения и умственного развития // Концепция Жана Пиаже: за и против. — М., 1981.
10. Плотникова Е.Г. Концептуальные положения процесса обучения математике в вузе // Высшее образование сегодня. — 2011. — № 3. — С. 48–51.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Соч. в 2 т. — М., 1989.
12. Селевко Г.К. Руководство по организации саморазвития школьников // Школьные технологии. — 1999. — № 6.
13. Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач // Вопросы психологии. — 1982. — № 1. — С. 99–103.
14. Терещенко А.В. Формирование саморазвития интеллектуальной сферы подростков в условиях индивидуализированного обучения: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. — Волгоград, 2002.
15. Тихомиров О.К. Психология мышления. — М., 1984.
16. Хамов Г.Г., Тимофеева Л.Н. О методах составления некоторых типов задач и их использование как средства организации исследовательской деятельности студентов // Наука и школа. — 2014. — № 1. — С. 48–51.
17. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — СПб., 2002.
18. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии. — 1985. — № 6. — С. 14.
19. Staats, A.W. Behavior and Personality: Psychological Behaviorism. — New York: Springer, 1996.
20. Feuerstein, R. Conductive education and structural cognitive modifiability // Recent Advances in Conductive Education. — 2008. — No. 7 (1). — P. 5–8.
21. Renzulli, J.S. Schools for talent development: A practical plan for total school improvement. — Mansfield, 1994.
22. Rogers, C. Freedom to Learn: A View of What Education Might Become. — Columbus, 1969.