Л.В. Пятилетова,
канд. филос. наук, доцент
доцент кафедры УСЭС, ФиИ
Уральский государственный университет путей сообщения
е-mail: Lyuda.p73@yandex.ru
Статья посвящена стратегии и методам преподавания специального курса «Социальные, психологические и философские проблемы профессиональной деятельности», читаемого на базе УрГУПС магистрантам направления подготовки 09.04.02 «Информационные системы и технологии». На примере темы занятий «Феномен выгорания в профессиональной деятельности IT-специалиста» рассмотрено применение сочетающего в себе ресурсы меж- и мультидициплинарности трансдисциплинарного подхода как наиболее эффективного в контексте формирования обозначенных в Стандарте высшего образования универсальных компетенций (УК-1, 2, 3, 4, 5, 6), общим результатом чего видится не только утоление гуманитарного голода и дефицита социально-гуманитарных навыков специалистов в области IT-технологий, но и опыт попыток ответа на связанные с антропологией профессии экзистенциальные вопросы, которые в конечном итоге касаются специфики профессионального становления (самореализации) и самоактуализации в аспекте поиска экологичного баланса личного и профессионального в жизни «современного работника» — труженика «новой индустриальной эпохи» с ее новыми (постиндустриальными) вызовами, в том числе связанными с пока еще недостаточно точно дифференцируемым и неоправданно растиражированным в (само)диагностике феноменом профессионального выгорания.
Ключевые слова: методика, трансдисциплинарный подход, междисциплинарный подход, профессиональная деятельность, программист, выгорание, IT-технологии, самореализация, информационные системы и технологии
Литература
- Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 19 сентября 2017 г. № 917 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — магистратура по направлению подготовки 09.04.02 Информационные системы и технологии» [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Mag/090402_М_3_17062021.pdf (дата обращения: 17.06.2024).
- Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров. М., 1999. 43 с.
- Nash, D.C. The anthropology of work // Anthropology of work Newsletter. 1981. No. 2. P. 1.14–1.15.
- Солодова Е.А., Ефимов П.П. Трансдисциплинарность — современная педагогическая технология интеграции знаний // Интеграция образования. 2014. № 2. С. 20–23.
- Пятилетова Л.В. Методы преподавания философии в современном техническом вузе: «вызовы» и «ответы» в парадигме компетентностного подхода // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2021. № 6. С. 26–29. DOI: 10.20339/AM.06-21.026
- Пятилетова Л.В. Реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке специалиста в сфере туризма: образовательная траектория преподавания учебной дисциплины «Человек и его потребности» // Современное образование. 2020. № 2. С. 1–11. DOI: 10.25136/2409-8736.2020.2.33211. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33211
- Образцов П.И., Комолов Д.В., Пимонов Р.В. Междисциплинарный подход как основа разработки моделей процесса формирования профессиональных компетенций обучающихся // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. С. 168–174.
- Spradley, J.P. The Ethnographic Interview. New York: Holt, Rinehart and Winston. 1979. 217 p.
- Ловинк Г. В плену платформы. Как нам вернуть себе интернет. М., 2024. 232 с.
- Вебер М. Избранное: протестантская этика и дух капитализма. М., 2006. 648 с.
- Маркс К. Капитал. М., 2021. 960 с.
- Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Социальная антропология. Ростов н/Д, 2004. 416 с.
- Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995. 415 с.
- Юнг К.Г. Психика: структура и динамика. М., 2005. 416 с.
- Роджерс Карл Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М., 2016. 258 с.
- Юнг К.Г. Тавистокские лекции. М., 2020. 268 с.
- Маслоу А. Психология бытия. М., 2022. 275 с.
- Малесик Дж. Я всё! Почему мы выгораем на работе и как это изменить. М., 2024. 320 c.
- Сувалко А.С. Эмоциональный капитализм: коммерциализация чувств. М., 2013. 48 с.