Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Тьюторское сопровождение как инструмент адаптации иностранных студентов в российских и зарубежных вузах

О.А. Береговая
$2.50

УДК 378

https://doi.org/10.20339/AM.01-22.008             

 

О.А. Береговая,

канд. филос. наук, доцент,

доцент кафедры международных отношений и гуманитарного сотрудничества,

заведующая НИЛ «Глобальное образование»

Сибирский институт управления — филиал РАНХиГС

e-mail: zaroza@mail.ru

 

Исследование посвящено анализу российского и зарубежного опыта тьюторского сопровождения иностранных студентов. Показано, что с ростом числа иностранных студентов по всему миру перед университетами встали проблемы создания для них благоприятной среды и адаптации. Тьюторское сопровождение распространено в зарубежных вузах, но его рост наблюдается и в России. Целью данного исследования является анализ российского и зарубежного опыта тьюторского сопровождения иностранных студентов. В задачи входит: показать понимание тьюторства в отечественном и зарубежном научном дискурсе; проанализировать зарубежный и российский опыт на примере ведущих университетов; показать позитивные возможности тьюторского сопровождения иностранных студентов в процессе их адаптации. В данной работе используются такие методы исследования, как анализ отечественной и зарубежной литературы, анализ сайтов зарубежных вузов, сравнительный анализ практик тьюторского сопровождения иностранных студентов в российских и зарубежных вузах. Автором проанализированы сайты ведущих зарубежных и российских вузов. Выявлены наиболее успешные практики тьюторского сопровождения иностранных студентов за рубежом и в России. Автором также описан опыт проведения Школы тьюторов-волонтеров по работе со студентами из числа иностранных граждан Сибирского института управления — филиала РАНХиГС за последние три года. Приводятся рекомендации по организации тьюторского сопровождения иностранных студентов в вузе и его эффективности в адаптационном процессе.

Ключевые слова: тьюторство, интернационализация, высшее образование, зарубежный опыт, иностранные студенты, российский опыт.

 

Литература

  1. Береговая О.А., Лопатина С.С., Отургашева Н.В. Тьюторское сопровождение иностранных студентов в российском вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 1. С. 156–165.
  2. Гуремина Н.В., Лавриненко Т.Д. Организация социокультурной, психологической и межкультурной адаптации иностранных студентов средствами тьюторского сопровождения. URL: https://thetutor.ru/direction_of_activity/soprovozhdenie-inostrannyh-stu... (дата обращения: 15.09.2021).
  3. Иванова Г.П., Логвинова О.К., Ширкова Н.Н. Социокультурная адаптация иностранных студентов в условиях интернационализации высшего образования // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 334–335.
  4. Казанцева А.А. Тьюторское сопровождение процесса адаптации иностранных студентов в вузе // Высшее образование в России. 2012. № 10. С. 157–161.
  5. Ковалева Т.М. Об истоках тьюторской модели современного университета в антропологическом контексте // Становление тьюторской модели современного университета в России / Науч. ред. Т.М. Ковалева, А.О. Зоткин, Е.А. Суханова. Томск: Изд. дом Томского гос. ун-та, 2019. С. 9–19.
  6. Ковалева Т.М., Якубовская Т.В. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой // Человек. RU. 2017. № 12. C. 85–94.
  7. Розин В.М., Ковалева Т.М. Осмысление тьюторского опыта как  «тихой революции» в образовании // Педагогика. 2021. № 9. С. 41–51.
  8. Тьюторы для студентов. Официальный сайт Министерства науки и высшего образования РФ. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=21463 (дата обращения: 15.10.2021).
  9. Челнокова Е.А., Тюмасева З.И. Тьюторская система в образовательной практике Англии // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 2 (27). С. 6.
  10. Education at a glance 2020: OECD indicators. Paris: OECD Publishing. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/education/education-at-a-glance-2020_6909... (дата обращения: 21.10.2021).
  11. Poulakis M., Dike C.A., Massa C.A. Acculturative Stress and Adjustment Experiences of Greek International Students // Journal of International Students. 2017. Vol. 7 (2). P. 204–228.
  12. Topping K.J. The Effectiveness of Peer Tutoring in Further and Higher Education: A Typology and Review of the Literature // Higher Education. 1996. Vol. 32 (3). Р. 321–345.
  13. Ullah I., Tabassum R., Kaleem M. Effects of Peer Tutoring on the Academic Achievement of Students in the Subject of Biology at Secondary Level // Educational Sciences. 2018. Vol. 8 (3). P. 112.
  14. URL: https://www.usnews.com/education/best-colleges/articles/2017-07-11/us-college-tutoring-centers-help-international-students (дата обращения: 03.11.2021).