Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Об опыте применения интерактивных методов при преподавании конституционного права

А.В. Верещагина, А.П. Грудинина
$2.50

УДК 37.09:342

https://doi.org/10.20339/AM.11-21.064

 

А. Верещагина,

канд. юрид. наук, доц., заведующая кафедрой

конституционного и административного права

e-mail: vereschagina_alla@mail.ru

А.П. Грудинина,

старший преподаватель

кафедры конституционного и административного права

e-mail: anastasia.gr_93@mail.ru   

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

 

Представлены результаты обобщения опыта применения интерактивных методов преподавания конституционного права студентам-бакалаврам направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса. Цель исследования, показать различные приемы применения интерактивных методов преподавания для формирования универсальных компетенций у студентов-юристов. Изложена позиция авторов о необходимости соблюдения баланса между теоретическими и прикладными компонентами преподавания, применения совокупности пассивных, активных и интерактивных методов, конкретный набор которых зависит от содержания изучаемой темы конституционного права. Обязательной предпосылкой эффективного использования интерактивных методов обучения является тщательная теоретическая подготовка студентов. В отсутствии теоретической подготовки студентов цель применения интерактивных технологий, включая формирование универсальных компетенций, труднодостижима. В публикации приведены конкретные интерактивные методы проведения занятий по различным темам конституционного права. Также уделяется внимание особенностям реализации права на свободу преподавания через призму специфики конституционного права, регламентирующего политико-правовые институты. Критериями допустимости высказывания оценочных суждений по рассматриваемым вопросам являются: 1) профессиональная деятельность преподавателя; 2) недопустимость агитации в интересах каких-либо политических объединений. Роль преподавателя конституционного права заключается в формировании уважительного отношения обучающихся к праву в целом и к Конституции Российской Федерации в частности.

Ключевые слова: юридическое образование, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, универсальные компетенции, общепрофессиональные компетенции, профессиональные компетенции, конституционное право, интерактивные методы преподавания.

 

Литература

  1. Белоусова А.С. Интерактивные методы правового обучения // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. 2007. Т. 4. № 7 (33). С. 88–90.
  2. Белякова Е.В. Методы обучения. Интерактивные методы обучения // International. Innovation reseach. Сборник статей XVII Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Г.Ю. Гуляев. Пенза: Изд-во Наука и просвещение, 2019. С. 169–173.
  3. Богданова Н.А. К новой концепции преподавания конституционного права // Государство и право. 1994. № 7. С. 11–27.
  4. Богданова Н.А. Правовая догма и политика в науке конституционного права // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 1997. № 4. С. 3–18.
  5. Богданова Н.А. Преподавание конституционного права: поиск модели фундаментального образования // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2009. № 1. С. 79–93.
  6. Ваганова О.И., Жидков А.А. Использование интерактивных методов обучения в преподавании правовых дисциплин // Balkan Scientific Review. 2020. Т. 4. № 3(9). С. 18–21.
  7. Верещагина А.В., Мартыненко О.О. Прикладной бакалавриат в юриспруденции: некоторые вопросы // Высшее образование в России. 2014. № 2. С. 96–100.
  8. Дагангаров С.В. Конституционное право России: некоторые проблемы преподавания // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 15. С. 98–100.
  9. Дидикин А.Б. Интеграция государственно-правовой науки и образования: исторический аспект // Философия образования. 2008. № 1(22). С. 97–104.
  10. Иванченко М. А. Активные и интерактивные методы обучения в высшей школе // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2. С. 373–377.
  11. Итоги референдума ВГУЭС: большинство студентов поддерживают перемены // ВГУЭС: официальный сайт. URL: https://www.vvsu.ru/latest/article/2145871804/Itogi_referenduma_VGUEhS_bol (дата обращения: 09.09.2021).
  12. Конституционное (государственное) право в Московском университете: (к 250-летию Моск. ун-та): отв. ред. Н.А. Богданова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. 224 с.
  13. Конституционное право и политика. Сборник материалов Международной научно-практической конференции / Отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Изд. группа «Юрист», 2012. 800 с. 
  14. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // КонсультантПлюс (consultant.ru)
  15. Коркунов Н.М. З.А. Горюшкин, российский законоискусник. СПб.: Тип. Правительств. сената, 1895. 46 с. 
  16. Крюкова Н.В., Макаренко Г.И. Некоторые особенности подготовки обучающихся и использования интерактивных методов обучения при преподавании правовых дисциплин // Вопросы педагогики. 2020. № 2-1. С. 103–106.
  17. Курышева О.В. Психологическая характеристика молодежи как возрастной группы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. 2014. № 1(21). С. 67–75.
  18. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция», квалификация бакалавр Владивостокского государственного университета экономики и сервиса // ВГУЭС: официальный сайт. URL: https://www.vvsu.ru (дата обращения: 09.09.2021).
  19. Побережная И.А. Особенности преподавания юридических дисциплин в отраслевых и ведомственных вузах: Сб. материалов Межкафедрального круглого стола / Под общ. ред. О.Д. Жука. Отв. составитель А.П. Горелик. М., 2016. С. 150–153.
  20. Ростова М.В. Понятие, сущность, конституционно-правовое содержание свободы преподавания и научного творчества // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 2(15). С. 9–17.
  21. Студенты Института права ВГУЭС отметили День Конституции деловой игрой «Правовая лаборатория» // ВГУЭС: официальный сайт. URL: https://www.vvsu.ru/latest/article/2146584542/Studenty_Instituta_prava_V... (дата обращения: 09.09.2021).
  22. Трутнева Н.Ю. Интерактивные методы обучения студентов как вектор инновационного развития в образовании // Сборники конференций НИЦ Социосфера. Учредители: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera. CZ s.r.o. (Прага). 2015. № 22. С. 287–291.
  23. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция: утв. приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13.08.2020 № 1011 // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования: официальный сайт. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/400301_B_3_07092020.pdf (дата обращения: 09.09.2021).
  24. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» // КонсультантПлюс (consultant.ru).
  25. Федеральный конституционный закон РФ от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации») // КонсультантПлюс (consultant.ru).
  26. Фон Богданди А. Доктринальный конструктивизм в прошлом и будущем: стратегия ответа на насущные вопросы, стоящие перед конституционно-правовой наукой в Европе // Сравнительное конституционное обозрение. 2010. № 1(74). С. 39–66.
  27. Von Bogdandy A. The past and promise of doctrinal constructivism: A strategy for responding to the challenges facing constitutional scholarship in Europe // International Journal of Constitutional Law. 2009. Vol. 7. No. 3. P. 364–400.