Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

On educational legislation of the Russian Federation in terms of training scientific and educational personnel in graduate school

В.С. Сенашенко

УДК 378:34

https://doi.org/10.20339/AM.07-21.011      

 

В.С. Сенашенко,

д-р физ.-мат. наук, проф.

Международная академия наук высшей школы

e-mail: vsenashenko@mail.ru 

 

Рассмотрены изменения в образовательном законодательстве Российской Федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). Отмечается, что в результате первоначальных преобразований «Болонского формата» в соответствии с ФЗ-273 эффективность отечественной аспирантуры заметно понизилась. Обсуждается влияние новых изменений образовательного законодательства РФ в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на качество аспирантских программ и характер подготовки выпускников аспирантуры. Предложены коррекционные меры для повышения эффективности аспирантуры как на уровне образовательных и научных организаций, так и на государственном уровне.

Ключевые слова: аспирантура, адъюнктура, научные и научно-педагогические кадры, реформа аспирантуры, образовательное законодательство, ФГОС ВО, ФГТ, аккредитация, итоговая аттестация, кандидатская диссертация, ученая степень кандидата наук.

Литература

  1. Статистика науки и образования. Вып. 3. Подготовка научных кадров высшей квалификации в России. Инф.-стат. мат. М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2018. C. 150, п. 1.2.13). Основные показатели деятельности аспирантуры. URL: http//www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/asp-1.xls (дата обращения 10.12.2019).
  1. Сенашенко В.С. Особенности реформирования отечественной аспирантуры как предмет дискуссии // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 3. С. 58–73. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-58-73
  2. Райчук Д.Ю., Минина Н.В. О позиционировании аспирантуры в структуре высшего образования // Высшее образование в России. 2016. № 24 (200). С. 33–41.
  3. Сенашенко В.С. О ключевых положениях реформы аспирантуры // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 2. С. 13–18. DOI: 10.20339/AM.02-20.013
  4. Матушанский Г.У., Завада Г.В., Матушанская Ю.Г. Барьеры в аспирантской подготовке и при защите кандидатской диссертации // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 8–9. C. 55–66.
  5. Бедный Б.И. К вопросу о цели аспирантской подготовки (диссертация vs квалификация) // Высшее образование в России. 2016. № 23. (199). С. 244–252.
  6. Сенашенко В.С. Аспирантура как образовательная программа с научно-исследовательской компонентой или научно-исследовательская программа с образовательной компонентой // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 10. С. 4–10. DOI: 10.20339/AM.10-17.004
  7. Бодров А.В. Диплом об окончании аспирантуры est диссертация? // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 7. С. 79–85.
  8. Сенашенко В.С. О престиже профессии «Преподаватель высшей школы», ученых степеней и ученых званий // Высшее образование в России. 2019. № 2 (209). С. 36–44.
  9. Кузьминов Я., Терентьев Е., Фрумин И. Хорошая аспирантура — условие инновационного развития // Коммерсантъ Наука, № 9 от 14.04.2021. С. 41. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4769655 (дата обращения 20.05.2021).
  10. Игнатьев В.П. Оппозиции и антиномии современной образовательной реальности // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 3. С. 87–103. DOI:10.31992/0869-3617-2021-30-3-87-10
  11. Марголин А.М., Мельников Р.М. Пути повышения эффективности подготовки аспирантов // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 12. С. 9–19.
  12. Сенашенко В., Сенаторова Н. Аспирантура как образовательная программа // Высшее образование в России. 2001. № 3. С. 58–66.
  13. Бедный Б.И., Кузенков О.А. Интегрированные образовательные  программы «Академическая магистратура — аспирантура» // Высшее образование в России. 2016. № 25. С. 221–232.
  14. Шафранов-Куцев Г.Ф., Ефимова Г.З., Булашева А.А. Практика научного руководства аспирантами (по результатам экспертного опроса) // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 10. С. 72–80. DOI: 10.20339/AM.10-18.072
  15. Бедный Б.И., Сапунов М.Б. и др. Новая модель российской аспирантуры: проблемы и перспективы (круглый стол) // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 1. С. 130–146.
  16. Сенашенко В.С., Макарова А.А. Образовательная гибридизация как инструмент модернизации системы высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 1. С. 11–15. DOI: 10.20339/AM.01-17.011