Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Разработка теоретической модели формирования позиции ненасилия у студентов

В.Г. Маралов, В.А. Ситаров
$2.50

https://doi.org/10.20339/AM.02-19.028

 

В.Г. Маралов,

д-р психол. наук, проф. кафедры психологии

Череповецкий государственный университет

e-mail: vgmaralov@yandex.ru

В.А. Ситаров,

д-р пед. наук, проф., заведующий кафедрой

педагогики и психологии высшей школы

Московский гуманитарный университет

e-mail: sitarov@mail.ru

 

Представлена разработка теоретической модели формирования позиции ненасилия у студентов. Актуальность проблемы обусловлена значимостью ненасилия как особой формы взаимодействия людей, позволяющей решать сложные жизненные задачи на основе сотрудничества и взаимопонимания. На основе теоретического анализа и серии эмпирических исследований выделены основные компоненты соответствующей модели взаимодействия людей. Предложенная модель может быть использована в процессе практической работы по формированию у студентов гуманитарной направленности личности, ядром которой является принятие позиции ненасилия.

Ключевые слова: позиция ненасилия, теоретическая модель формирования позиции ненасилия, ненасильственное отношение к себе и другим людям, принятие себя, чувствительность к человеку, социальные стереотипы, эгоцентризм, студенты.

 

Литература

1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб., 2002.

2. Гусейнов А.А. Этика ненасилия // Вопросы философии. 1992. № 3. С. 72–81.

3. Модели экологического воспитания детей. М., 2005.

4. Диас А.С., Карпава А. Школа — пространство мира. Образование в культуре мира и ненасилия. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23931797

5. Журавлева Е.А. Возможности и ограничения обучения педагогов принципу ненасилия во взаимодействии с ребенком. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29894382

6. Икрянникова Т.Н. Формирование способности к ненасильственному взаимодействию у детей 5-7 лет. Волгоград, 2005.

7. Козлова А.Г. За педагогикой ненасилия — будущее. СПб., 1997.

8. Козлова А.Г. Воспитание магистрантов как будущих наставников в образовательной программе «Духовно-нравственное воспитание». URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30353461

9. Ледянкина Е.В. Педагогическое обеспечение воспитания позиции ненасилия у младших школьников. Казань, 2010.

10. Липман М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия // Вопросы философии. 1995. № 2. С. 110–121.

11. Луценко О.А. Педагогические условия становления позиции ненасилия у студентов педагогического вуза. Хабаровск, 2005.

12. Маралов В.Г. Педагогика ненасилия в практике детского сада. М., 2009.

13. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Характеристика позиций взаимодействия как форм выражения ценностей принуждения и ненасилия // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 1. С. 131–146.

14. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовании. М., 2015.

15. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

16. Рогожникова С.М. Принятие себя как фактор ориентации педагогов на личностную модель // Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми. М., 2005. С. 55–94.

17. Creating a sustainable vision of non-violence in schools and society. Hershey, PA: IGI Global, 2017.

18. Danesh H.B. The Education for Peace integrative curriculum: concepts, contents and efficacy. URL: https://doi.org/10.1080/17400200802264396

19. Hallak M. Non-violence training program evaluation. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=5253151

20. Klepko S. Pedagogy of peace and philosophy of war: the search for truth. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29010126

21. Perry B.D. Raising a non-violent child: developing self-regulation. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=4317186

22. Sorensen G. Utopianism in peace research: the Gandhi heritage // Journal of Peace Research. 1992. № 2. C. 135-144.

23. Smith M.A. Development and implementation of a non-violent education curriculum to reduce incidences of violence in middle school youth. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=5337734

24. Spears S.C. Freedom’s children: fifth graders’ perceptions of the effects of peace education in the form of kingian non-violence. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=8878206

25. Wilson M.G. A conflict management module based on the kingian principles of non-violence: a strategy for reducing violence. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=5478087

 

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00151.