Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Преподавание философских основ социальных наук и истории: от изолированных парадигм к интеграции универсальных аспектов

Н.С. Розов
$2.50

https://doi.org/10.20339/AM.01-19.026

 

Н.С. Розов,

д-р филос. н., проф., гл. н. с.

Институт философии и права СО РАН,

заведующий кафедрой социальной философии и политологии

Новосибирский государственный университет,

проф. кафедры международных отношений и регионоведения

Новосибирский государственный технический университет

e-mail: nrozov@gmail.com

 

Исследованы традиционные в отечественной высшей школе философские, прежде всего онтологические, основания социальных наук и истории, преподаваемые через знакомство с тем или иным набором парадигм. Эти парадигмы обычно подаются как изолированные, несоизмеримые в понятиях, логике, языке. Однако выпускники вузов будут иметь дело не с отдельными парадигмами, а с реальными ситуациями общественного бытия, которые нужно понимать и осмысливать, монопарадигмальные подходы здесь обычно не помогают. В статье предложена альтернатива: образовательные программы структурированы не парадигмами, а универсальными и взимосвязанными аспектами социальной жизни. Аспекты сгруппированы по уровням на шкале микро-макро, где каждому аспекту сопоставлены наиболее релевантные парадигмы и ключевые теории.

Ключевые слова: парадигма, интеграция парадигм, социальная теория, фундаментальные подходы, социальное познание, социальная философия, преподавание социальных наук, методология истории, фундаментальная социология, шкала микро-макро.

 

Литература

1. Балог А. Социология — мультипарадигмальная наука? // Социологические исследования. 2002. № 7. С. 22–32.

2. Гоголев Б.П. От плюрализма и релятивизма к интегральной социологической парадигме // Вестник Самарской гуманитарной академии. 2011. № 2 (10). С. 113–127.

3. Зборовский Г.Е. Метапарадигмальная модель теоретической социологии // Социологические исследования. 2008. № 4. С. 3–16.

4. Коллинз Р. Макроистория: очерки социологии большой длительности. М., 2015.

5. Кравченко С.А. Социологическая теория: дискурс будущего // Социологические исследования. 2007. № 3. C. 3–12.

6. Платонова С.И. Парадигмальный характер социального знания. М., 2014.

7. Розов Н.С. Философия и теория истории. М., 2002.

8. Розов Н.С. Концептуализация связи Structure/Agency // Философия и общество. 2017. № 1. С. 29–47.

9. Романовский Н.В. Мультипарадигмальная социология auf wiedersehen? // Социологические исследования. 2005. № 12. С. 23–33.

10. Тощенко Ж.Т. Парадигмы, структура и уровни социологического анализа // Социологические исследования. 2007. № 9. С. 5–17.

11. Archer M.S. Structure, Agency and Internal Conversation. Cambridge, 2003.

12. Collins R. Micro Contribution to Macro-Sociology // Sociological Theory. 1988. No. 6 (2). С. 242–253.

13. Esser H. Soziologie. New York, 1993–2001.

14. Ritzer G. Contemporary sociological theory. New York, 1992.