https://doi.org/10.20339/AM.2-18.115
А.В. Астахова,
преподаватель
Южный федеральный университет
e-mail: aastahova@sfedu.ru
Исследована проблема соотношения общечеловеческого и национального в педагогической мысли России XIX – начала XX в. Обращение к историко-педагогическому опыту решения этой проблемы может способствовать поиску приемлемого подхода к построению образовательного процесса на основе оптимального сочетания общемировых, гражданских, религиозных, национальных ценностных ориентиров современной системы образования. Цель работы — анализ историко-педагогического опыта существования различных взглядов на проблему соотношения общечеловеческого и национального в системе образования. Изучение историко-педагогического наследия позволит выработать ценностные основания для построения современной образовательной системы, учитывающей диалектическую взаимосвязь и взаимодействие национальных, гражданско-патриотических и общечеловеческих компонентов.
Ключевые слова: соотношение общечеловеческого и национального, народное образование, триада «самодержавие-православие-народность», космополитизм, общественно-педагогическое движение, классическое и реальное образование.
Литература
1.Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М., 2008.
2.Астахова А.В. Ксенофобия как религиозная и этническая дискриминация в образовательной политике Российской империи XIX – начала ХХ в. (досоветский период). — URL: http://mir-nauki.com/PDF/32PDMN416.pdf
3.Минаков А.Ю. Русская партия в первой четверти XIX в. — М., 2013.
4.Шишков А.С. Огонь любви к Отечеству. — М., 2011.
5.Милер А. История понятия «нация» в России. — URL: http://postoronko.com/interesnoe-v-smi/istoriya-ponyatiya-natsiya-v-ross...
6.Уваров С.С. Государственные основы. — М., 2014.
7.Развитие отечественной высшей школы в XVIII-XX веках. — Ростов н/ Д., 2007.
8.Хомяков Д.А. Православие. Самодержавие. Народность. — М., 2011.
9.Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. — Т. 5. — M., 1954. — С. 305-306.
10.Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. — Т. 14. — М., 1949. — С. 48.
11.Добролюбов Н.А. Полное собрание сочинений. — Т. 3. — М., 1936. — С. 227.
12.Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. — М., 1951. — С. 302.
13.Чернышевский H.Г. Антропологический принцип в философии. — URL: http://az.lib.ru/c/chernyshewskij_n_g/text_0430.shtml
14.Самарин Ю.Ф. Православие и народность. — М., 2008.
15.Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. — М., 2003. — C. 256.
16.Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Морской сборник. — 1856. — № 9. — C. 559–597.
17.Баранникова Н.Б. Педагогическое наследие П.Ф. Каптерева: проблема соотношения общечеловеческого и национального в теории, практике и истории образования. — М., 2009.
18.Победоносцев К.П. Московский сборник. — М., 1901.
19.Ковалевский П.И. Русский национализм и национальное воспитание в России. — СПб., 1912.
20.Беленчук Л.Н. Концепции национального воспитания на рубеже XIX—ХХ вв. // Педагогика. — № 5. — 1999. — С. 89–93.
21.Каптерев М. Издательский дом Ш. Амонашвили. — M., 2001. — C. 139.
22.Бабунова Е.С. Педагогическая стратегия этнокультурного воспитания детей 5 лет в условиях полилогического пространства дошкольного образовательного учреждения. — URL: https://www.monographies.ru/ru/book/view?id=144
23.Сорока-Росинский В.Н. Путь русской национальной школы // Педагогические сочинения. — М., 1991.
24.Достоевский Ф.М. Дневник писателя. — М., 2010.