Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Проблема соотношения общечеловеческого и национального в истории педагогической мысли Российской империи XIX – начала XX века

А.В. Астахова
80,00 Р

 

https://doi.org/10.20339/AM.2-18.115

 

А.В. Астахова,

преподаватель

Южный федеральный университет

e-mail: aastahova@sfedu.ru

 

Исследована проблема соотношения общечеловеческого и национального в педагогической мысли России XIX – начала XX в. Обращение к историко-педагогическому опыту решения этой проблемы может способствовать поиску приемлемого подхода к построению образовательного процесса на основе оптимального сочетания общемировых, гражданских, религиозных, национальных ценностных ориентиров современной системы образования. Цель работы — анализ историко-педагогического опыта существования различных взглядов на проблему соотношения общечеловеческого и национального в системе образования. Изучение историко-педагогического наследия позволит выработать ценностные основания для построения современной образовательной системы, учитывающей диалектическую взаимосвязь и взаимодействие национальных, гражданско-патриотических и общечеловеческих компонентов.

Ключевые слова: соотношение общечеловеческого и национального, народное образование, триада «самодержавие-православие-народность», космополитизм, общественно-педагогическое движение, классическое и реальное образование.

 

Литература

1.Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М., 2008.

2.Астахова А.В. Ксенофобия как религиозная и этническая дискриминация в образовательной политике Российской империи XIX – начала ХХ в. (досоветский период). — URL: http://mir-nauki.com/PDF/32PDMN416.pdf

3.Минаков А.Ю. Русская партия в первой четверти XIX в. — М., 2013.

4.Шишков А.С. Огонь любви к Отечеству. — М., 2011.

5.Милер А. История понятия «нация» в России. — URL: http://postoronko.com/interesnoe-v-smi/istoriya-ponyatiya-natsiya-v-ross...

6.Уваров С.С. Государственные основы. — М., 2014.

7.Развитие отечественной высшей школы в XVIII-XX веках. — Ростов н/ Д., 2007.

8.Хомяков Д.А. Православие. Самодержавие. Народность. — М., 2011.

9.Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. — Т. 5. — M., 1954. — С. 305-306.

10.Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. — Т. 14. — М., 1949. — С. 48.

11.Добролюбов Н.А. Полное собрание сочинений. — Т. 3. — М., 1936. — С. 227.

12.Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. — М., 1951. — С. 302.

13.Чернышевский H.Г. Антропологический принцип в философии. — URL: http://az.lib.ru/c/chernyshewskij_n_g/text_0430.shtml

14.Самарин Ю.Ф. Православие и народность. — М., 2008.

15.Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. — М., 2003. — C. 256.

16.Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Морской сборник. — 1856. — № 9. — C. 559–597.

17.Баранникова Н.Б. Педагогическое наследие П.Ф. Каптерева: проблема соотношения общечеловеческого и национального в теории, практике и истории образования. — М., 2009.

18.Победоносцев К.П. Московский сборник. — М., 1901.

19.Ковалевский П.И. Русский национализм и национальное воспитание в России. — СПб., 1912.

20.Беленчук Л.Н. Концепции национального воспитания на рубеже XIX—ХХ вв. // Педагогика. — № 5. — 1999. — С. 89–93.

21.Каптерев М. Издательский дом Ш. Амонашвили. — M., 2001. — C. 139.

22.Бабунова Е.С. Педагогическая стратегия этнокультурного воспитания детей 5 лет в условиях полилогического пространства дошкольного образовательного учреждения. — URL: https://www.monographies.ru/ru/book/view?id=144

23.Сорока-Росинский В.Н. Путь русской национальной школы // Педагогические сочинения. — М., 1991.

24.Достоевский Ф.М. Дневник  писателя. — М., 2010.