Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Метанаучная парадигма понимания педагогики

Г.И. Ловецкий
$2.50

https://doi.org/10.20339/AM.12-16.112 

 

Г.И. Ловецкий,

д. философ. н., проф., заведующий

кафедрой философии и политологии

Калужский филиал

Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана

e-mail: ce3@bmstu-kaluga.ru

 

Исследовано творчество проф. В.А. Канке, предложившего новое понимание педагогики. Педагогика во избежание худшего не может обойтись без других отраслей науки, достижения которых изучаются в учебных заведениях. Это означает, что, с одной стороны, ее фундаментом являются суб- и метанаучные дисциплины. С другой стороны, субпедагогика осмысливается в метапедагогике. Таким образом, педагогика нуждается в развитой метанауке. Но ее содержание пока не прояснено должным образом в научной литературе. В этой связи проф. Канке разработал теорию концептуальной трансдукции, согласно которой наука есть управление концептами сущих (индивидов), принципов, законов, переменных, теорий и рядов теорий (лигатеорий, или дисциплин) посредством методов дедукции, аддукции, индукции, абдукции, проблематизации, инновации, символизации и интерпретации. Она открывает пути для совершенствования как суб-, так и метапедагогики, как теории обучения, так и теории воспитания.

Ключевые слова: метапедагогика, теория концептуальной трансдукции, максимизация компетентностей учащихся.

 

 

Литература

1. Канке В.А. Теория обучения и воспитания: учебник и практикум. — М., 2015.

2. Канке В.А. История, философия и методология педагогики и психологии. — М., 2014.

3. Канке В.А. Философия педагогики. — М., 2011.

4. Канке В.А. Философия учебника. 100 рекомендаций для авторов учебников и учебных пособий. — М., 2007.