Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Исследование проблемы идеала личности академического оратора

А.М. Петрунин
$2.50

http://dx.doi.org/10.20339/AM.08-16.113 

 

А.М. Петрунин,

к. философ. н., доц., проф. кафедры

гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Военная академия войсковой противовоздушной обороны ВС РФ

имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского

e-mail: petrunin_am@mail.ru

 

Представлено исследование проблемы идеала личности академического оратора. Соответствующая проблема в связи с ее актуальностью всегда была в центре внимания академической науки и ученых высшей школы. Неменьшую актуальность она имеет и в современных условиях. Идеал академического оратора слагается из многих компонентов: единства знаний и опыта учета ритмов Вселенной, единства знаний и опыта жизни в гармонии с природой, единства знаний и опыта жизни в единении с народом, единства знаний и опыта ведения диалога с оппонентом, единства знаний и опыта соблюдения меры во всём. Также идеал личности академического оратора связан с мудростью. Автор статьи подробно анализирует проявления основных психолого-педагогических особенностей, проявляющихся в поведенческих умениях и навыках оратора-мудреца.

Ключевые слова: педагог, оратор, мудрец, личность, идеал, системное знание мудрости, гармонизирующий диалог, мера, истина, красота, счастье, свобода.

 

Литература

  1. Аверинцев С.С. Античный риторический идеал и культура Возрождения / Античное наследие в культуре Возрождения. — М., 1984. — С. 139–152; Куценко В.Г. Становление личности лектора. — Л., 1988; Михальская А.К. Риторический и педагогико-риторический идеал / Педагогическая риторика. — Ростов н / Д., 2015. — С. 246–249; Ораторское искусство лектора. — М., 1986; Петрунин А.М. Личные качества лектора. — Смоленск, 1997. — С. 41–50; Сакова Э.В. Речь лектора — сам лектор. — М., 1985; Стешов А.В. Ораторское искусство высшей военной школы. — Л., 1990; Цицерон М.Т. О наилучшем роде ораторов. — Ревель, 1895; Чихачёв В.П. Лекторское красноречие русских ученых XIX века. — М., 1987.
  2. Апресян Г.З. Ораторское искусство. — М., 1978; Введенская А.А., Павлова П.Г. Культура и искусство речи. — М., 1984; Вопросы лекционной пропаганды. — М., 1988; Воробьёв А.М., Гаврилов Н.И., Москалёв Ю.А. Мастерство публичного выступления. — М., 1990; Дорогова Л.Н. Основы мастерства публичных выступлений. — М., 1989; Маркичева Т.Б., Ножин Е.А. Мастерство публичного выступления. — М., 1989; Эстетика языка и речи. — Л., 1979; Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. — М., 1994; Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. — М., 1989; Об ораторском искусстве. — М., 1980; Сопер П. Основы искусства речи. — М., 1992.
  3. Личность в пространстве и времени. — Смоленск, 2014.
  4. Великий русский педагог К.Д. Ушинский / История педагогики. — М., 1982. — С. 215–233.
  5. Михальская А.К. Педагогическая риторика. — Ростов н / Д., 2015.

6. Муцинов С.С. Педагогическая культура преподавателя высшей военной школы / Психология и педагогика высшей военной школы. — М., 1989. — С. 338–363.

7. Петрунин А.М. Философия мудрости: Исследование понятия мудрости от генезиса до системного знания мудрости. — Смоленск, 2010.

8. Петрунин А.М. Учение о мудреце: каким надо быть, чтобы быть человеком. — Смоленск, 2014.

9. Платон. Горгий. Собр. соч. в 4-х т. — Т. 1. — М., 1994. — С. 477–574.

10. Шаталов В.Ф. Точка опоры. — М., 1987.