http://dx.doi.org/10.20339/AM.01-16.037
С.Д. Резник,
д. э. н., проф., заведующий кафедрой «Менеджмент»,
директор Института экономики и менеджмента,
заслуженный работник высшей школы РФ,
заслуженный деятель науки РФ
Пензенский государственный
университет архитектуры и строительства
e-mail: disser@bk.ru
Представлен анализ проблемы участия студентов в научно-исследовательской работе как одного из важных условий повышения эффективности образовательной деятельности аспирантуры и подготовки студентов к самостоятельной научно-педагогической деятельности. Анализируются основные результаты мониторинга студентов, ориентированных на научно-педагогическую деятельность. Представлен социологический портрет студента, планирующего поступать в аспирантуру. Выявлены представления студентов об аспирантуре, а также их мотивы к поступлению в аспирантуру. Разработана модель процесса управления привлечением студентов к поступлению в аспирантуру и их мотивации к научно-исследовательской деятельности. Предложены система и механизмы научно-методического обеспечения процесса подготовки студентов к обучению в аспирантуре высшего учебного заведения.
Ключевые слова: студент, высшее учебное заведение, научно-исследовательская работа, аспирантура, управление.
Литература
- Аспирант вуза: технологии научного творчества и педагогической деятельности. — М., 2015.
- Аспиранты России: отбор, подготовка к самостоятельной научной и педагогической деятельности. — М., 2013.
- Бедный Б.И., Гурбатов С.П., Миронос Л.Д., Чупрунов Е.В. Инновационные подходы к подготовке научных кадров в высшей школе // Университетское управление: практика и анализ. — 2011. — № 3 (73). — С. 50–54.
- Бедный Б.И., Чупрунов Е.B. О некоторых направлениях развития системы подготовки научных кадров в высшей школе // Высшее образование в России. — 2012. — № 4. — С. 4–15.
- Григорьев В.К. Молодые исследователи в вузах: метод привлечения и закрепления в науке // Университетское управление: практика и анализ. — 2012. — № 6. — С. 20–25.
- Еженедельник студента: Система и планы личной деятельности. — М., 2015.
- Ковалев Ю.В. Совершенствование традиционных и новых образовательных технологий подготовки будущих исследователей / Аспиранты высшего учебного заведения, интенсификация научной и педагогической деятельности. — Пенза, 2012.
- Менеджмент: магистерская диссертация. — М., 2014.
- Основы диссертационного менеджмента. — М., 2015.
- Преподаватель вуза. — М., 2014.
- Организационное поведение. — М., 2006.
- Пути повышения качества защиты и экспертизы диссертационных работ. — Пенза, 2014.
- Резник С.Д. Аспиранты российского вуза: опыт, проблемы, методическое обеспечение / Развитие научного потенциала Приволжского федерального округа: опыт высших учебных заведений. — Н. Новгород, 2011.
- Резник С.Д. Эффективность аспирантуры российского университета: сравнительные результаты мониторинга аспирантов и их научных руководителей / Развитие потенциала Приволжского федерального округа: опыт высших учебных заведений. — Н. Новгород, 2012.
- Резник С.Д., Устинова Д.В. Организация и содержание деятельности студентов высших учебных заведений, ориентированных на поступление в аспирантуру: результаты мониторинга // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2012. — № 1. — С. 99–102.
- Резник С.Д., Устинова Д.В. Продвижению в аспирантуру одаренных студентов нужна система // Преподаватель XXI века. — 2012. — № 4. — С. 32–38.
- Резник С.Д. Научное руководство аспирантами. — М., 2014.
- Резник С.Д. Управление кафедрой. — М., 2015.
- Россия в цифрах. — М., 2015.
- Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры. — М., 2015.
- Управление подготовкой и повышением квалификации научно-педагогических кадров в вузе. — Пенза, 2010.
- Устинова Д.В. Организация научно-исследовательской работы в вузе // Проблемы теории и практики управления. — 2013. — № 2. — С. 131–136.