Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Методические подходы к формированию отраслевой рамки квалификаций

А.В. Лаврентьева, И.Н. Лучков
УДК 378+006.3/.8
 

Е.А. Лаврентьева,

д-р эк. наук, профессор,

проректор по развитию образовательного комплекса и взаимодействию

с учебно-методическими объединениями,

заведующая кафедрой организационно–экономического обеспечения

деятельности транспортных организаций

Государственный университет морского и речного флота

имени адмирала С.О. Макарова, г. Санкт-Петербург;

заместитель председателя Федерального учебно-методического объединения

в области кораблестроения и водного транспорта

https: //orcid.org/0000-0003-1604-7383

e-mail: e_lavrentieva@mail.ru,

И.Н. Лучков,

канд. техн. наук, доцент

кафедры проектирования и технологии постройки судов

Волжский государственный университет водного транспорта», г. Нижний Новгород;

заместитель начальника отдела профессионального образования, дипломирования и защиты информации Управления безопасности судоходства

Федеральное агентство морского и речного транспорта

https: //orcid.org/0009-0005-2468-7235, e-mail: luchnikc@ya.ru

 

 

В статье рассматриваются методические подходы к формированию отраслевой рамки квалификации (ОРК) на основании российской Национальной системы квалификаций и декомпозиции Национальной рамки квалификаций с учетом профессиональных отраслевых особенностей для обеспечения управления их развитием. Выделены сферы пользователей ОРК: органы власти — отраслевые министерства, агентства, службы; юридические лица — работодатели и их объединения; система образования — образовательные организации; физические лица — граждане РФ. Проанализирован подход европейских стран к этому процессу. Рассмотрен подход Европейского центра по развитию профессионального образования, который позиционирует профессиональное образование в двух укрупненных областях: внутри системы Европейского высшего образования и вне ее. Предложен порядок разработки ОРК на примере водного транспорта: во-первых, выделение приоритетных областей профессиональной деятельности и видов трудовой деятельности; во-вторых, конкретизация квалификационных границ ОРК и выделение квалификационных подуровней; уточнение содержания дескрипторов ОРК; описание видов трудовой деятельности по параметрам ОРК; классификация видов трудовой деятельности по квалификационным уровням и формирование ОРК. ОРК водного транспорта охватывает диапазон от третьего до девятого уровня квалификации, наглядно показывая квалификационный рост от отраслевого рабочего третьего уровня до заместителя министра транспорта, курирующего морской и внутренний водный транспорт, должность которого относится к девятому уровню. Отраслевая рамка квалификации представляет собой иерархически построенный методический документ как для работодателей и работников, так и для системы отраслевого образования, уточняя по каждому квалификационному уровню широту полномочий и ответственности, сложность деятельности или характер умений, наукоемкость деятельности или характер знаний, пути достижения квалификаций. 

Ключевые слова: национальная система квалификацийотраслевая рамка квалификаций, дескрипторы, уровни квалификации, уровни образования.

 

Литература

  1. European Centre for the Development of Vocational Training, European Training Foundation, United Nations Educational, Scientific and Cultural Organisation, and UNESCO Institute for Lifelong Learning, 2019
  2. Global inventory of regional and national qualifications frameworks 2019. Vol. 1: Thematic chapters / Ensuring the quality of certification in vocational education and training. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2015.
  3. Духанина Л.Н., Семенова Л.В., Ушанов Ю.В. Независимая оценка профессиональной квалификации: новые вызовы реальности: монография. М., 2020.
  4. Vocational education and training in Europe, 1995-2035. Cedefop reference series 114 Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2020.
  5. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов».
  6. Блинов В.И., Сазонов Б.А., Лейбович А.Н., Батарова О.Ф., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации. М.: ФГУ «ФИРО», Центр начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, 2010. 7 с.
  7. Временными методическими рекомендациями по разработке отраслевой рамки квалификаций на основе Национальной рамки квалификаций Российской Федерации утв. Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 22.12.2011.
  8. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) (с изм. и доп.).