Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Geographical spreading and causes of arouse scientific supervising of dissertation defense

Л.Б. Эрштейн

УДК 378

DOI 10.20339/AM.07-23.052

 

Л.Б. Эрштейн,

канд. пед. наук., старший научный сотрудник,

кафедра медико-биологических дисциплин

Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко;

доцент кафедры информационных технологий и систем

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

ORCID: 0000-0003-2802-0727

e-mail: leoleo1972@mail.ru

 

В статье рассматривается проблема происхождения и географического распространения такого социального феномена, как научное руководство подготовкой и защитой диссертационных исследований. Показано, что истоки научного руководства диссертационными исследованиями возникли как следствие появления потребности общества в новой информации и первоначально были связаны с развитием такого социального института, как религия. Когда стало ясно, что религии не удовлетворяют потребности общества в новой информации, то на основе развития естественных методов исследования появился социальный институт науки. В статье доказывается, что происхождение научного руководства связано с институционализацией науки как одного из основных институтов современного общества. Утверждается, что появление научного руководства связано с защитой диссертационных исследований, с одной стороны, и необходимостью подтверждения начинающими исследователями своей способности заниматься научной деятельностью — с другой, а также с естественной потребностью ученых передать свои опыт и знания своим ученикам. Утверждается, что научное руководство представляет собой деятельность, связанную с эзотерической парадигмой развития общества, внедренной в современную рационально-технократическую парадигму. Приводится попытка оценить распространенность научного руководства защитами диссертационных исследований в мире. На основе анализа количества людей, занятых в научных исследованиях, количества научных публикаций и уровня затрат на научную деятельность делается вывод о том, что научное руководство представляет собой очень широко распространенный социальный феномен. Утверждается, что научное руководство защитой диссертационных исследований имеет место быть во всех странах, где в той или иной форме присутствует институт аспирантуры. Вместе с тем говорится о том, что дать количественную оценку распространенности формального научного руководства крайне сложно, поскольку напрямую такая статистика не ведется.

Ключевые слова: научное руководство, защита диссертаций, институционализация, социальные институты.

 

Литература

 

  1. Эрштейн Л.Б. Научное руководство: теория и методика. СПб.: СПГУТД СЗИП, 2013. 196 с.
  2. Cardona, L.M., Pardo, M., & Dasi, A. The institutional isomorphism in the context of organizational changes in higher education institutions // International Journal of Research in Education and Science (IJRES). 2020. 6 (1): 61–73.
  3. Chiang S-Y. (2009). Personal power and positional power in a power-full ‘I’: a discourse analysis of doctoral dissertation supervision // Discourse & Communication. 2007. l3: 255–271. DOI: 10.1177/1750481309337199
  4. Hodson D. (2014). Nature of science in the science curriculum: Origin, development, implications and shifting emphases // International handbook of research in history, philosophy and science teaching. Springer, Dordrecht, 2014. P. 911–970.
  5. Hyland K. & Tse P. “I would like to thank my supervisor”. Acknowledgements in graduate dissertations // International Journal of Applied Linguistics. 2004. 14 (2): 259–275
  6. Lee A. & Kamler B. Bringing pedagogy to doctoral publishing // Teaching in Higher Education. 2008. 13 (5): 511–523. DOI: 10.1080/13562510802334723
  7. Бряник Н.В., Томюк О.Н., Стародубцева Е.П., Ламберов Л.Д. История и философия науки: учеб. пос. / под общ. ред. Н.В. Бряник, О.Н. Томюк. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. 288 с.
  8. Кун Т.С. Структура научных революций / пер. с англ. И.З. Налетова. М.: АСТ, 2009. 317 с.
  9. Лейман И.И. Наука как социальный институт. Л.: Наука, 1971. 118 с.
  10. Liebenberg L. The origin of science. Cape Town: CyberTracker, 2013.
  11. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: уч-к. М.: Гардарики, 2006. 384 с.
  12. Андрияш В.И. Институционализация: понятие и содержание // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 3. [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/11/39534 (дата обращения: 04.10.2021).
  13. Журавлёва И.А. Институционализация социальных практик и трансформация социальных институтов в обществе знаний // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 7. Ч. 2. С. 77–82.
  14. Козырева О.В. Феномен социального института и его теоретическое определение // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 6 (42). С. 214–223. DOI: 10.15838/esc/2015.6.42.13
  15. Коржевская Н. Социальный институт как общественное явление (социологический аспект). Свердловск, 1983. 132 с.
  16. Öztürk, İ. Institutionalization Mechanisms at the Universities: Case Study of the Turkish Universities // MANAS Sosyal Araştırmalar Dergisi. 2021. 10 (3): 1602–1617. DOI: 10.33206/mjss.866380
  17. Эрштейн Л.Б. Об определении понятия информации // Метафизика, 2018. № 3. С. 21–30.
  18. Эрштейн Л.Б. Социальные институты и институционализация образования: монография. Глазов, 2022. 116 с.