Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Agression against teenagers with health disabilities

Н.Т. Ибадуллаева

Цитирование:   Ибадуллаева Н.Т. Агрессия в отношении подростков с ограниченными возможностями //  Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 10. С. 58-64.  DOI: 10.20339/AM.10-21.058

 

УДК 316.6-056.3

https://doi.org/10.20339/AM.10-21.058        

 

Н.Т. Ибадуллаева,

докторант кафедры социологии

Бакинский государственный университет

e-mail: nurlana_86@mail.ru

 

Выявлены сущность и показатели агрессии на уровне межличностных отношений в образовательной среде Азербайджана. Установлено, что феномен запугивания состоит из систематического или временного физического или психологического насилия, совершаемого в группе или индивидуально, с акцентом на человека, который является психологически или физически слабым. В условиях издевательств у старшеклассников формируются устойчивые отношения между «жертвой» и «преступником». Показано, что позитивный настрой старшеклассников, индивидуальный адаптивный потенциал и нейропсихологическая устойчивость, активность в межличностных взаимодействиях и позитивное восприятие окружающих, снижение тревожности могут быть важным условием формирования ряда положительных психологических характеристик. Агрессия основана на сложной жизненной ситуации. Выявлены наиболее активные факторы жизнестойкости подобного поведения школьников, являющихся участниками насилия в образовательной среде.

Ключевые слова: подростки с ограниченными возможностями, агрессия в быту и школе, пути преодоления.

 

Литература

1. Ильхам Алиев принял участие в открытии Молодежного центра в Масаллы, встретился с представителями молодежи региона. URL: https://president.az/articles/4478

2. Хусейн Э.М. Роль национально-нравственных ценностей в преодолении девиантного поведения подростков: автореферат дис. Баку, 2015. 24 с.

3. Ахмедова Г.М. Особенности проявления антисоциального поведения подростков в современных условиях и психологические проблемы их регуляции: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Баку, 2007. 18 с.

4. Ахмедова Е.А. Социально-психологические аспекты деструктивного поведения (на этапе развития высоких информационных технологий): автореф. дисс. … канд. психол. наук. Баку, 2005. 17 с.

5. Ахмедова Е.А. Проблемы судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних по уголовным делам: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Баку, 2004. 27 с.

6. Алиева Х.И. Роль отношений учитель-ученик в формировании личности подростка: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Баку, 2007. 23 с.

7. Алиева С.Н. Гендерно-возрастные особенности агрессивного поведения подростков: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Баку, 2011. 27 с.

8. Аллахярова С.А., Пириева Э.А. Факторы отклоняющегося поведения подростков // Отклоняющееся поведение человека в современном мире: проблемы и решения. Материалы II Международной заочной научно-практической конференции. Владимир, 12 мая 2011 г. 568 с.

9. Бандура А. Подростковая агрессия. М., 2000.

10. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск: Наука, 1989. 150 с.

11. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологическое исследование. 1991. № 4. С. 72–73.

12. Клее М. Психология подростка // Психология подростка. М., 1997.

13. Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия. СПб., 2001.

14. Подольский А.И., Идобаева О.А. Внимание: подростковая депрессивность. М., 2004.

15. Психология подростка / Под ред. А.А. Реана. СПб.; М., 2003.

16. Dewey Cornell, Susan P. Limber Law and Policy on the Concept of Bullying at School // May-June 2015. American Psychologist, P. 333–341.

17. Park S., Na E.Y., Kim E. The relationship between online activities, netiquette and cyberbullying. Children and Youth Services Review. 2014. Vol. 42. P. 74–81.

18. Peter K. Smith, Claire P. Monks. Concepts of bullying: Developmental and cultural aspects // International Journal of Adolescent Medicine and Health. April 2008. No. 20 (2) Р. 101–120.

19. Preuss-Lausitz, U. Foerdern ohne Sonderschule. Konzepte und Erfahrugen zur integrativen Foerderung in der Regelschule. Weinheiem-Basel, 1981.

20. Ullmann L.P., Krasner, L. A psychological approach to abnormal behavior. Englewood Cliffs, 1969.

21. Мельникова Н.В. Сущность концептуальных основ отклоняющегося поведения. URL: http://deviatio2010.vlsu.ru

22. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999.

23. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. АН СССР, Ин-т филос. М.: Изд-во АН СССР, 1957. 328 с.

24. Комплексная программа по проблемам инвалидов или детей с ограниченными возможностями в Азербайджанской Республике. Утверждено постановлением Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 10 мая 1994 г. № 185. URL: http://www.e-qanun.az/framework/14652

25. Распределение детей до 18 лет по возрастным группам и причинам первичной инвалидности. URL: https://www.google.com/search?q=Statistika+komit%C9%99si

26. 65 185 детей-инвалидов ежемесячно получают социальные пособия. URL: http://www.anl.az/down/meqal

27. Проект «Национальной стратегии развития социальных услуг в Азербайджанской Республике на 2020–2026 годы». URL: http: //www.e-social.gov.az