УДК (17+37.02)(052)
https://doi.org/10.20339/AM.01-21.096
О.С. Новикова,
канд. филос. наук, доц. кафедры иностранных языков
e-mail: ohayo.itsme@gmail.com
И.С. Родичева,
канд. филос. наук, доц. кафедры философии и гуманитарных наук
е-mail: iriy.rodicheva@yandex.ru
Новосибирский государственный университет
экономики и управления «НИНХ»
Представлен анализ морально-этических установок, определяющих отношения между членами сообщества, которые обусловлены в основном конфуцианской доктриной обожествления предков, почитания родителей, беспрекословного подчинения старшим, подробнейшей регламентации поведения любого члена общества. Рассматривая различные категории «долга», авторы раскрывают основные отличительные характеристики межличностных отношений и восприятия мира между японской и западной культурой, акцентируя внимание на традициях воспитания человека и законах общин. Понятие самоидентификации, которое в традиционной Японии подавляется на фоне социального, рассматривается авторами не с точки зрения нравственных и этических соображений европейского человека, а через призму фактора группового сознания, который является распространенным явлением в японском обществе, поскольку ощущение себя частью группы — одно из базовых состояний индивида в Японии. Признаки группового единства также находят свое отражение в особенностях речевой коммуникации, что обусловлено единым образом жизни, целостной моделью воспитания и стремлением удовлетворить потребности собеседника, т.е. групповым единством. Проводя аналогию с образцами и концептами европейской культуры, авторы отмечают самобытность японского мировосприятия, которая характеризуется стремлением соответствовать представляемому старшими образцу и является базовой основой воспитания в иерархическом японском обществе, а невербальные способы передачи моделей поведения и формирование навыков группового взаимодействия передаются из поколения в поколение.
Ключевые слова: японское воспитание, самоидентификация, долг, морально-этические установки, групповое единство, японская культура, иерархия.
Литература
- Бенедикт Р. Хризантема и меч: модели японской культуры. СПб.: Наука, 2007.
- Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы (этнопсихологические очерки). М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985.
- Родичева И.С., Новикова О.С. Философия дзэн-буддизма как фактор становления самоидентификации в японском обществе // Идеи и идеалы. 2019. Т. 11. № 4. Ч. 2. С. 429–442. DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.4.2-429-442
- 広辞苑、岩波書店、1985. 2667 р. [Словарь «Кодзиэн» Иванами сётэн, 1985].
- 村八分 Мура хати бу [Остракизм «мурахатибу»]. URL: http://d.hatena.ne.jp/keyword/村八分 (дата обращения: 20.10. 2020).
- 本音と建前 [Хоннэ то татэмаэ «Истинное» и «показываемое»] URL: http://ja.wikipedia.org/wiki/本音と建前 (дата обращения: 20.10. 2020).
- 大塚英二日本社会史の現場からグローバルスタンダードを見る URL: http://www.manabi.pref.aichi.jp/general/10003363/0/index.html [Ohtsuka Eiji Nihonshyakaishi no genbakara guro barusutandato womiru]. URL: http://www.manabi.pref.aichi.jp/general/10003363/0/index.html
- 阿部謹也「世間」とは何か 講談社、1995. P. 260. [Abe Kin’ya «Seken» tohananika. Kodansya, 1995. P. 260].
- 佐藤嘉一、『恩』の構造契約における非契約的要素の問題、立命館産業社会論集. [Cато Ё. «Он» но ко: дзо: Кэйяку ни окэру хикэйякутэки ё: со но мондай [Структура «долга Он» — проблема недоговорных элементов в договоре] // Вопросы индустриального общества Рицумэйкан. 2003. Т. 39, № 3. С. 17–31.
- Janeira A.M. Japaneese and Western Literature. A Comparative Study. New York: Rutland, 1970.
- Suzuki S. Zen Mind, Beginner’s Mind. New York: Walker Weatherhill, 1970.
- Hendry J. Understanding Japanese society. 3rd ed. Routledge Сurzon, 2003.