УДК 001.89
https://doi.org/10.20339/AM.01-20.039
Л.Б. Эрштейн,
канд. пед. наук, доц.
кафедры информационных технологий и математики
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
e-mail: leoleo1972@mail.ru
Доказывается, что влиятельность научного руководителя является важнейшим фактором защиты диссертационных исследований. Дается определение влиятельности научного руководителя. Эта влиятельность определяется как способность научного руководителя добиваться защиты диссертационного исследования. Показано, что влиятельность руководителя имеет формальный и неформальный характер. Утверждается, что отличие между реальными и формальными факторами влиятельности лежит в плоскости решаемых научным руководителем задач. Если задачи имеют реальный характер, то факторы влиятельности реальны, а если формальный, то формальны. Выявлены факторы реальной и формальной влиятельности. Показано, что факторами реальной влиятельности являются использование, как самой научной квалификации, так и руководителя. Формальные факторы — это формальный авторитет, реальный авторитет, скрытый авторитет, административные полномочия и научные связи. Показано значение каждого фактора. Доказывается, что в настоящий момент в условиях современной России формальные факторы влиятельности более важны для защиты диссертационных исследований, чем формальные факторы. Рассматривается вопрос о выявлении влиятельности научного руководителя. Приводятся методы выявления такой влиятельности. Разработана модель влиятельности научного руководителя. Доказывается, что влиятельность представляет собой системный феномен, в котором важны все факторы, как формальные, так и неформальные. Показано, что влиятельность может быть отрицательная, положительная и нейтральная.
Ключевые слова: научное руководство, научный руководитель, влиятельность, защита диссертации.
Литература
- Sverdlik А., HallN. C., McAlpine L., HubbardK. The PhD Experience: A Review of the Factors Influencing Doctoral Students’ Completion, Achievement, and Well-Being. International Journal of Doctoral Studies. 2018. Vol. 13. P. 361–388.
- Ray, S., & Marakas, G. 2007. Selecting a doctoral dissertation supervisor: Analytical hierarchy approach to the multiple criteria problem. International Journal of Doctoral Studies. 2007. No. 2(1). P. 23–32.
- Эрштейн Л.Б. Научное руководство: теория и методика. СПб., 2013.
- Ахлестина А.В., Эрштейн Л.Б. Формализация как причина разрушения высшего образования в России //Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 3. С. 84–86.
- Эрштейн Л.Б. Индекс цитирования как способ разрушения науки в России и в мире. Влияние на научное руководство и образование // Аlma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 11. С. 97–101.