УДК (378+37.09):334
https://doi.org/10.20339/AM.11-19.060
О.Ю. Брюхова,
старший преподаватель
Уральский государственный университет путей сообщения
e-mail: brukhova-olga@ya.ru
А.С. Никитина,
канд. социол. наук, доц.
Уральского института управления — филиал РАНХиГС при Президенте РФ
e-mail: Alena.nikitina@ui.ranepa.ru
Н.Н. Старцева,
канд. социол. наук, доц.
Уральский государственный университет путей сообщения
e-mail: NStarceva@usurt.ru
Исследуется проблема профессиональной ориентации учащейся молодежи. Определяются основные акторы, влияющие на профориентацию: родители, учителя и преподаватели, работодатели, специалисты центров занятости, чиновники. Особое внимание уделяется изучению системы «школа — вуз — предприятие», которая должна связывать систему образования с рынком труда. На основе результатов исследования делается вывод о том, что данные субъекты профориентации сегодня не имеют устойчивых взаимосвязей, действуют преимущественно в своих утилитарных целях, несвязанных с профессиональным определением молодого поколения. Авторы статьи считают, что проблема налаживания правильного взаимодействия между этими тремя субъектами (школа — вуз — предприятие) может быть эффективно обеспечена вузом как актором, обладающим большим культурным, социальным и экономическим капиталом. В заключение статьи приводятся практические рекомендации для различных структурных подразделений вуза, позволяющие повысить качество и эффективность профориентационной деятельности в работе с абитуриентами.
Ключевые слова: выбор профессии, профессиональная ориентация, профориентационная деятельность, профориентационное мероприятие, социальное партнерство, школа.
Литература
- Александрова Н.А., Брюхова О.Ю. Профессиональная ориентация в фокусе внимания государства: проблемы, противоречия, пути решения // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. 2016. № 9 (71). С. 13–16.
- Бондаренко Н.В., Лысова Т.С. Модели поиска, критерии найма, оценка профессиональных качеств и навыков выпускников основных профессиональных образовательных программ: мнение работодателей // Мониторинг экономики образования. 2016. № 1 (27). С. 1–7.
- Варшавская Е.Я. Кем работают высокообразованные россияне? URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2017/0713/demoscope713.pdf
- Голенкова З.Т. Избранные труды. М., 2014.
- Долгих Е.А., Ефимова М.Р. Статистический анализ развития информационного общества в Российской Федерации // Вестник университета. 2018. № 9. С. 90–94.
- Изменения стратегий, мотиваций и экономического поведения студентов и преподавателей российских вузов. URL: file:///C:/Users/usr/Desktop/статьи/2019_inbul_133(1).pdf
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
- Образование в цифрах: 2018: краткий статистический сборник. М., 2018.