https://doi.org/10.20339/AM.3-18.044
Московский университет имени С.Ю . Витте
e-mail: nikolai_baranchu@mail.ru
Рассмотрены проблемы адекватного выбора и применения статистических методов в педагогических исследованиях. Приведены основные понятия теории измерений и статистической обработки результатов педагогических экспериментов. Показаны роль и место статистических методов. Отмечено своеобразие образовательных результатов в формате компетенций. Отражены организационно-инструментальные вопросы, решающиеся на стадии планирования педагогического эксперимента. Показаны шаги по определению шкал (типов) измеряемых данных и видов переменных. Приведен пример сравнительного использования параметрического и непараметрического критерия по данным формирующего эксперимента.
Ключевые слова: педагогический эксперимент, статистические критерии, шкалы измерений.
Литература
1. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. — М., 1977.
2. Гласс Д., Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. — М., 1976.
3. Голубева Г.Ф. Непараметрическая социометрия в анализе связи формальной и неформальной подструктуры общения старшеклассников // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2017. — № 4. — С. 37–39. DOI: 10.20339/AM.04-17.037.
4. Ительсон Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. — М., 1964.
5. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). — М., 2004.
6. Новиков В.Н., Баранчук Н.А. Совершенствование подготовки офицерских кадров к организации морально-психологического обеспечения на основе компетентностного подхода // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2017. — № 11. — С. 37–41. DOI: 10.20339/AM.11-17.037.
7. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб., 2000.
8. Орлов А.И. Прикладная статистика. — М., 2004.
9. Комаров Д.М., Орлов А.И. Роль методологических исследований в разработке методоориентированных экспертных систем (на примере оптимизационных и статистических методов) // Вопросы применения экспертных систем. — Минск, 1988. — С. 151–160.
10. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. — Ростов н/Д., 2009. — С. 97–98.