https://doi.org/10.20339/AM.11-16.102
В.А. Лазаренко,
д. м. н., проф., ректор университета
В.А. Липатов,
д. м. н., проф.
Курский государственный медицинский университет
Н.Б. Филинов,
к. э. н., доц., декан факультета бизнеса и менеджмента
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Т.А. Олейникова,
к. фармацевт. н., доц., начальник Центра менеджмента качества
Д.А. Северинов,
студент
А.Ю. Григорьян,
к. м. н., доц.
Курский государственный медицинский университет
e-mail: drli@yandex.ru
Рассматриваются различные методики рейтингового контроля сотрудников и подразделений вуза. Систему ранжирования внедряют для оценки качества преподавания и объема работы отдельно взятого преподавателя или кафедры, а также с целью стимуляции продуктивной деятельности преподавателей применением материальных и нематериальных методов поощрения. Преподавательский рейтинг может стать интересным компонентом системы университетского менеджмента как объективный критерий оценки заслуг работника при заключении с ним «эффективного контракта». На сегодняшний день существует множество способов оценки индивидуальной деятельности педагога, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки, однако универсальная система пока не разработана. Одной из ключевых проблем создания необходимой и удовлетворяющей всем требованиям системы рейтингового контроля является мультифакториальность показателей, предлагаемых для оценки.
Ключевые слова: рейтинг, преподаватель, кафедра, мониторинг, эффективность, система менеджмента качества.
Литература
- Абанкина И.В. Типология и анализ научно-образовательной результативности российских вузов // Форсайт. — 2013. — Т. 7. — № 3. — C. 56–64.
- Анисимов А.П., Мельниченко Р.Г. Рейтинг преподавателей как основной показатель при аккредитации вуза // Право и образование. — 2011. — № 6. — С. 4–10.
- Архипова Е.Н.. Автоматизация рейтинговой оценки деятельности преподавателей // Университетское управление. — 2010. — № 5. — С. 51–62.
- Архипова Е.Н. Информационно-техническое сопровождение рейтинговой системы оценки деятельности преподавателей // Территория новых возможностей. — 2010. — № 3. — С. 17–27.
- Атлас Е.Е., Ильющенков Б.Е. Применение методов системного анализа к оценке качества преподавания клинических дисциплин и выработке управленческого решения по их устранению // Известия Тульского государственного университета. — 2013. — № 2. — С. 3–8.
- Басалаева О.Г., Басалаев Ю.М., Садовой А.Н. Проблемы внедрения рейтинговой системы оценки деятельности преподавателей // Университетское управление. — 2006. — № 2. — С. 65–68.
- Белова С.Н. Объективная оценка качества преподавания // Научные исследования в образовании. — 2007. — № 1. — С. 14–20.
- Бетурлакин В.В. Повышение качества высшего образования в контексте Болонской декларации / Социальное и общественно-политическое развитие России: история, теория, практика. — Саратов, 2004. — С. 82–87.
- Васильева Е.Ю. Подходы к оценке качества деятельности преподавателя вуза // Университетское управление. — 2006. — № 2 (42). — С. 74–78.
- Васильева Е.Ю. Системный мониторинг качества образовательной среды // Университетское управление. — 2008. — № 3. — С. 24–34.
- Васильева Е.Ю., Граничина О.А., Трапицын С.Ю. Рейтинг преподавателей, факультетов и кафедр в вузе. — СПб., 2007. — С. 54–63.
- Глионская декларация / Глионский коллоквиум, май 1998 г., Швейцария.
- Гмарь Д.В., Крюков В.В., Шахгельдян К.И. Система электронного документооборота вуза / Новые информационные технологии и менеджмент качества. — Турция, 2010. — С. 64–66.
- Городенцева Т.А. Картина вузов в свете данных из структурированных и неструктурированных источников. — Москва, 2012. — С. 297–303.
- Гриненко С.В. Оценка эффективности деятельности вуза в современных условиях / Актуальные проблемы экономики, менеджмента и права. — Таганрог, 2004. — С. 39.
- Зеленев И.А., Туманов С.В. Об оценке качества преподавания в вузе в контексте восприятия студентами своих преподавателей (опыт социологического исследования) // Высшее образование в России. — 2012. — № 11. — С. 99–105.
- Камалова Н.С., Евсикова Н.Ю., Лисицын В.И., Матвеев Н.Н. Возможность применения результатов модульно-рейтинговой системы мониторинга успеваемости студентов для оценки качества преподавания дисциплин в вузе // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. — 2013. — № 5. — С. 433–436.
- Кораблин Ю.А. Социальная безопасность личности в трансформируемой России: социологический анализ. — М., 2004.
- Крюков В.В., Шахгельдян К.И. Информационная система рейтинговой оценки деятельности преподавателя в вузе // Информатизация образования и науки. — 2009. — № 4. — С. 54–65.
- Крюков В.В., Шахгельдян К.И. Методика оценки корпоративной информационной среды вуза // Ведомости СПбГПУ. — 2009. — № 2. — С. 212–221.
- Кузнецова Л.Г., Худжина М.В. Проблемы разработки системы оценки деятельности преподавателя вуза в условиях реализации образовательных стандартов // Науковедение. — 2013. — № 1. — С. 14.
- Куликов Г.Г., Конев К.А., Суворова В.А., Старцев Г.В. Формирование показателей критериев для автоматизированного расчета и мониторинга рейтинга преподавателя в едином информационном пространстве кафедры // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. — 2010. — № 4 (39). — С. 175–184.
- Лашкина О.Н., Скуратов А.К. Информационная поддержка экспорта российского образования и международного партнерства России / Интернет и современное общество. — M., 2014. — С. 63–65.
- Липатов В.А. Инновации в медицинской науке и высшем образовании. — М., 2010.
- Марухина О.В., Берестнева О.Г., Боброва М.В. Оценка качества деятельности преподавателя вуза на основе методов многомерного анализа данных / Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 2. — С. 180–185.
- Научный проект 3.2.3/4389 Разработка информационной системы планирования и отчетности работы преподавателей на основе рейтинговой системы. — Владивостокский государственный университет экономики и сервиса.
- Никулина И.Е., Римская О.Н. Студент, преподаватель и работодатель в системе управления качеством образовательных услуг // Университетское управление. — 2006. — № 6 (46). — С. 46–52.
- [URL]: http://innomagazine.ru/issues/1-2015-4/innova1-2015(4)
- Рабинович М.И., Степанов Ю.С. О проблемах получения рейтинговых оценок деятельности преподавателей, кафедр и факультетов во внутривузовской системе управления качеством образования // Университетское управление. — 2006. — № 6 (46). — С. 53–57.
- Разработка системы обеспечения качества образования на экономическом факультете АмГУ // Вестник Амурского государственного университета. — 2008. — Вып. 43. — С. 141–145.
- Рыбкин С.А. Управление стилями преподавания, методология оценки и пути использования результатов // Экономика образования. — 2015. — № 1 (86). — С. 31–41.
- Тимошевский А.А., Кушнир Л.А., Путило В.М., Герасимов Д.В. Оценка качества преподавания токсикологии в учебном военном центре при Первом московском государственном медицинском университете им. И.М. Сеченова. — М., 2013. — С. 466–467.
- Трапицын С.Ю. Рейтинг преподавателей как средство для разработки и коррекции программ повышения квалификации / Модернизация подготовки педагогических кадров в условиях перехода на уровневое образование. — M., 2008. — С. 93–97.
- Шахгельдян К.И., Садон Е.В. Проблемы развития и внедрения системы тестирования в высшем учебном заведении // Открытое образование. — 2006. — № 2. — С. 28–40.
- Шестак В.П., Шестак Н.В. Этос, рейтинг вуза и публикационная активность преподавателя вуза // Высшее образование в России. — 2012. — № 3. — С. 29–40.
- Klein, J.T. Research integration: A comparative knowledge base. In Case Studies in Interdisciplinary Research; SAGE Publications: Thousand Oaks, CA, USA, 2012; pp. 283–298.
- Schoolman, E.D., Guest, J.S., Bush, K.F., Bell, A.R. How interdisciplinary is sustainability research? Analyzing the structure of an emerging scientific field. Sustain. Sci. 2012, 7, pp. 67–80.
- Winberg, C. Teaching engineering / engineering teaching: Interdisciplinary collaboration and the construction of academic identities. Teach. High. Educ. 2008, 13, pp. 353–367.
- Yarime, M., Trencher, G., Mino, T., Scholz, R., Olsson, L., Ness, B., Frantzeskaki, N., Rotmans, J. Establishing sustainability science in higher education institutions: Towards an integration of academic development, institutionalization, and stakeholder collaborations. Sustain. Sci. 2012, 7, pp. 101–113.