А.М. Панов,
инженер-исследователь
Институт социально-экономического развития территорий РАН
E-mail: panov_isedt@mail.ru
Рассмотрена структура рынка труда Вологодской области по уровню образования его участников. Методология исследования предусматривает анализ экономически активного населения как совокупного предложения рабочей силы с выделением ее основных структурных элементов — занятого и безработного населения. Выявлены основные проблемы рынка труда Вологодской области: отставание региона по уровню образования, высокая занятость не по специальности, низкая социальная защищенность значительной части населения от безработицы. Показано, что рост популярности высшего образования снижает его ценность, однако оно по-прежнему обеспечивает наибольшую защиту от безработицы. Обозначены основные проблемы, связанные с влиянием образования на участников регионального рынка труда. Выявлено, что усиление конкуренции по уровню образования представляет большую выгоду работодателям, чем работникам, поскольку имеет массовый характер.
Ключевые слова: образование, регион, рынок труда, рабочая сила, занятость, безработица.
Литература
1. Becker, G. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education // The University of Chicago Press. — 1993.
2. Капелюшников, Р.И. Трансформация человеческого капитала в российском обществе (на базе «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения»). — М., 2010.
3. Маслова, И.С. Трудовой потенциал советского общества: вопросы теории и методологии исследования. — М., 1987.
4. [URL]: http://www.gks.ru/
5. [URL]: http://www.fedstat.ru/indicator/data.do.
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (принят 21.12.2012) // СПС Консультант плюс.
7. Попов, А.В. Требования работодателей к качеству трудового потенциала молодежи // Проблемы развития территорий. — 2013. — № 5 (67). — С. 63–70.
8. [URL]: http://www.depzan.info/