Н.И. Вьюнова,
д. педагог. н., проф.
кафедры педагогики и педагогической психологии
E-mail: strebkovair@mail.ru
И.Н. Стребкова,
аспирант
E-mail: vjunova@mail.ru
Воронежский государственный университет
Рассмотрены проблемы развития пассионарности преподавателя вуза, возможности ее проектирования на основе анализа работ Л.Н. Гумилёва, позволяющих «преломить» идеи понимания пассионарности личности к личности преподавателя вуза. Подробно охарактеризованы механизмы развития пассионарности преподавателя высшей школы. Выделены и описаны основные виды пассионарности. Предложен проект исследования и развития конструктивной пассионарности будущего преподавателя вуза. Разработан диагностический комплекс исследования феномена, описана логика развития конструктивной пассионарности преподавателя. Проанализированы результаты эмпирического исследования по выборкам студентов, преподавателей и аспирантов, ведущих педагогическую деятельность. Представлена программа исследования, в которой реализована совокупность психолого-педагогических условий развития пассионарности.
Ключевые слова: пассионарность, пассионарная индукция, проектирование, субличности, вера, воля, идея.
Литература
1. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. — СПб., 1989.
2. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. — М., 2001.
3. Пестрецов А.Ф. Пассионарность как интегрирующий фактор национальной общности // Вестник ННГУ. — Серия «Социальные науки». — 2006. — Вып. 1 (5). — С. 506–512.
4. Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. — М., 2002.
5. Шмаков В.А. Основы пневматологии. — М., 1994.
6. Двойнин А.М. Психологическое исследование феномена веры // Развитие личности. — 2005. — № 2. — С. 96–111.
7. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону, 1998.
8. Вьюнова Н.И. Интегративно-дифференцированные аспекты пассионарности и перфекционизма личности: диагностика, проектирование и развитие // Вестник Воронежского государственного технического университета. — 2014. — Т. 10. — № 3.2. — С. 13–20.
9. Стребкова И.Н. Пассионарность преподавателя вуза в связи с наличием осознанной педагогической идеи // Акмеология: научно-практический журнал. — 2014. — Специальный выпуск. –– С. 235–236.