Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Е.Н. Чекушкина. Феномен лжи (обмана): философско-этический анализ

80,00 Р

 

кандидат философских наук, доцент кафедры философии
Мордовского государственного педагогического институт им. М.Е. Евсевьева
 
Представлен анализ динамики содержания феномена лжи (обмана) как стереотипического общественного и индивидуального феномена нравственной культуры социума. Автор рассматривает этот феномен в четырех направлениях. Во-первых, ложь и обман как константы человеческой жизнедеятельности. Во-вторых, ложь как специфика возрастного проявления и показатель психической и моральной жизни человека. В-третьих, ложь как социокультурный феномен, прослеживающийся в гендерных показателях социальной дифференциации. В-четвертых, обман (ложь) с точки зрения этико-аксиологических аспектов.
Ключевые слова: культура, ложь, нравственное сознание, обман, социум, феномен, ценность, этика.
 
Литература
 
1.      Адорно Т.В. Проблемы философии морали / Пер. с нем. — М.: Республика, 2002. — 239 с.
2.      Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. для вузов. — М.: ТЕИС, 1996. — 500 с.
3.      Архангельский Л.М. О характере морального сознания // Вопросы философии. — 1969. — № 5. — С. 83—87.
4.      Бахтин М.М. Риторика в меру своей лживости. / М.М. Бахтин. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. — СПб.: Азбука, 2000. — С.  232—240.
5.      Бердяев Н.А. Парадокс лжи // Человек. — 1999. — № 2. — С. 102—108.
6.       Богатырева Е.Н. Психология обмана. Преимущества и потери — СПб.: Изд-во «Лань», 1998. — 192 с.
7.      Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1990. — 808 с.
8.      Дубровский Д.И. Обман. Философско-психологический анализ — М.: Изд-во РЭЙ, 1994. — 117 с.
9.      Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Пер. с фр. — М.: Канон, 1996. — 432 с.
10. Запасник С. Ложь в политике // Философские науки. — 1989. — № 1. — С. 94—107.
11. Знаков В.В. Категории правды и лжи в русской духовной традиции и современной психологии понимания // Вопросы психологии. — 1994. — № 2. — С. 55—63.
12. Ильин И.А. Яд партийности // Русский колокол. — 1928. — № 3. — С. 78—81.
13. Клямкин И. Почему трудно говорить правду // Новый мир. — 1989. — № 2. — С. 24.
14. Оруэлл Дж. 1984. Скотный двор — Пермь: Изд-во «КАПИК», 1992.
15. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени — М.: Русская книга, 1993. — 640 с.
16. Смелзер Н. Социология — М.: Феникс, 1994. — 688 с.
17. Столович Л.Н. Философия. Эстетика. Смех — СПб.: Тарту, 1999. — 384 с.
18. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания — М.: Мысль, 1974. — 278 с.
19.  Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологического исследования — М.: Мысль, 1980. — 271 с.
20. Хорни К. Невроз и развитие личности / Пер с англ. — М.: Смысл, 1998. — 375 с.
21. Ципко А. Насилие лжи, или Как заблудился призрак — М.: Молодая гвардия, 1990. — 270 с.
22. Шалютин Б. Человек лгущий // Человек. — 1996. — № 5. — С. 151—159.
23. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек манипулятор — Минск: ТПЦ «Полифакт», 1992. — 130 с.
24. Экман П. Психология лжи — СПб.: Питер, 1999. — 270 с.
25. Эко У. Пять эссе на тему этики — СПб.: Симпозиум, 2000. — 96 с.
26. Юнг К.Г. Божественный ребенок: Аналитическая психология и воспитание. — М.: Республика, 1997. — 400 с.