Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Влияние глобальных рейтингов университетов на развитие национальных образовательных систем

В.И. Кружалин, В.В. Аршинова, М.В. Рындина, А.Г. Чаплыгин
80,00 Р

 

В.И. Кружалин,
д. географ. н., проф.,
директор Института комплексных исследований образования
В.В. Аршинова,
к. психолог. н., заведующая
отделом организация исследований образования
Института комплексных исследований образования
М.В. Рындина,
к. социолог. н., н. с.
Института комплексных исследований образования
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
А.Г. Чаплыгин,
руководитель исследовательской группы
Национальный рейтинг университетов
Интерфакс — Эхо Москвы
 
 
Рассмотрены причины популярности рейтингов университетов, описаны типы реагирования на рейтинги отдельных вузов и целых национальных систем высшего образования. Обосновано, что не все меры, предпринимаемые университетами для улучшения рейтинговых позиций, оптимизируют их деятельность. Сделан вывод о том, что рейтинги больше содействуют конкурентной борьбе вузов, нежели оценивают качество их работы.
Ключевые слова: рейтинги университетов, глобальные рейтинги, национальные рейтинги, дисциплинарные рейтинги, национальные образовательные системы, мировые университеты, стратегическое развитие университетов.
 
 
Литература
 
  1.  Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Глобальные рейтинги университетов: практика составления и использования / Официальный сайт электронного периодического издания «Капитал страны». — [URL]: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/182904/
  2. Кружалин В.И., Аршинова В.В., Попов Л.В., Чаплыгина А.А. Особенности современных рейтингов мировых университетов //Качество университетского образования: состояние, проблемы, перспективы. Научные труды Института комплексных исследований образования МГУ имени М.В. Ломоносова. — М., 2010.
  3.  Мартьянова Т. Николя Саркози покончил с привилегированным образованием / Официальный сайт издания «Ведомости», 29.02.2012. — [URL]: http://www.vedomosti.ru/career/news/1518136/
  4. Официальный сайт Шанхайского рейтинга мировых университетов. — [URL] http://www.shanghairanking.com
  5. Рындина М.В. Особенности критериев оценки университетов при построении рейтингов / Образование от М.В.Ломоносова до наших дней. — М., 2012.
  6. Садовничий В., Кружалин В., Артюшина  И., Шутилин В. Как посчитать качество образования / Официальный сайт журнала «Эксперт». — [URL]: http://www.expert.ru/printissues/expert/2008/04/
  7. Указ Президента Российской Федерации № 599 от 07.05.2012 г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». — [URL]: http://pravo.gov.ru:8080/page.aspx?13621#print
  8. Университет Гамбурга будет бойкотировать рейтинги престижности вузов/ — [URL]: http://www.lenta.ru/
  9. Официальный сайт корпуса экспертов по естественным наукам/ — [URL]: http://www.expertcorps.ru/
  10.  Billaut J.?Ch., Bouyssou D., Vincke Ph. Should you believe in the Shanghai ranking? An MCDM view // Scientometrics (2010) 84:237–263. — [URL]: http://dx.doi.org/10.1007/s11192-009-0115-x
  11. Hazelkorn E. (2009). Attitudes to Rankings: Comparing German, Australian and Japanese Experiences, Addressing Critical Issues on Quality Assurance and University Rankings in Higher Education in the Asia Pacific. — [URL]: http://arrow.dit.ie/cserart/3/
  12. Sheil T. Moving beyond university rankings: developing a world class university system in Australia //Australian Universities’ Review. — 2010. — Vol. 52. — № 1. — [URL]: http://www.eric.ed.gov/PDFS/EJ877049.pdf