Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Синергизм и трансдисциплинарность в образовании

В.А. Девисилов
80,00 Р

 

В.А. Девисилов,
к. т. н., доц.
кафедры экологии и промышленной безопасности
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
 
 
            Рассмотрены вопросы синергизма и трансдисциплинарности в образовании на примере новой научно-образовательной области знаний — ноксологического образования, в котором объектом изучения является система «человек  — машина — среда». Обосновано, что для повышения эффективности ноксологического образования его содержание и процесс обучения должны базироваться на синергетических принципах, которые необходимо реализовывать на базе трансдисциплинарного подхода.
            Ключевые слова: образование, ноксология, синергетика, трансдисциплинарность, высшая школа, образовательная среда, безопасность.
 
            Литература
 
1.      Кубрушко П.Ф. Общие вопросы создания инновационной образовательной среды в инженерном вузе на основе синергетического подхода // Теория и методика профессионального образования: Вестник ФГОУ ВПО МГАУ им. В.П. Горячкина. — 2009. — № 5.
2.      Гапонцева М.Г. Синергетический подход в педагогической науке: границы и условия применения // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. — 2006. — № 5 (41). — С. 13–20.
3.      Мукушев Б.А. Синергетика в системе образования // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. — 2008. — № 3 (51). — C. 105—122.
4.      Девисилов В.А. Ноксологическая культура как фактор устойчивого развития в обществе риска // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2010. — № 11.
5.      Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект, 2004. — 320 с.
6.      Девисилов В.А. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению 280700 «Техносферная безопасность» (бакалавриат) // Безопасность в техносфере. — 2011. — № 3. — С. 50—64.
7.      Девисилов В.А. Примерная программа дисциплины (курса) «Безопасность жизнедеятельности» (проект для всех направлений высшего профессионального образования — бакалавриата и специалитета) // Безопасность в техносфере. — 2010. — № 1. — С. 48—62; № 2. — С. 52—64.