В.Н. Введенский,
д. педагог.н.,проф.
кафедры педагогики и методики профессионального образования
E-mail:vvedenskij@yandex.ru
Л.Л. Строганов,
аспирант
кафедры педагогики и методики профессионального образования
E-mail: leo2610@yandex.ru
Показана необходимость рассмотрения профессиональных компетенций на основе функций психики личности. Рассмотрены особенности регуляции принятия решений субъектом как важнейшегопроявления регулятивной функции психики. Рассмотрена специфика проявления таких элементов морали, как нравственные нормы и принципы, ценности и ценностные ориентации, этические чувства, знания и убеждения, оценки и идеалы, а также структура регулятивной функции морали. Представлены основные подходы к совершенствованию регулятивной компетентности преподавателя высшей школы.
Ключевые слова: преподаватель высшей школы, функции психики, регулятивная функция, профессиональная компетентность, регулятивная компетентность, компетенции, мораль, ценностные ориентации, нравственность, профессиональное воспитание, рефлексия.
Литература
1. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. — СПб., 2004.
2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984.
3. Философский энциклопедический словарь. — М., 2003.
4. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. — М., 2007.
5. Хакова Г. С. Регулятивная функция морали в познании:Автореф. дисс. … канд. философ.наук. — Магнитогорск, 2000.
6. Никандров Н.Д. Проблемы ценностей в подготовке педагога // Магистр. — 1994. — № 6. — С. 41—43.
7. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. — М., 2000.
8. Введенский В.Н. Социальный контроль преподавателей высшей школы // Высшее образование в России. — 2012. — № 4. — С. 41—46.
9. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. Взгляд на профессиональную подготовку учителя. — М., 1995.
10. Салов Ю.И. Логика социокультурной эволюции:Автореф. дисс. … докт. философ.наук. — Ростов н/Д., 2000.