М.И. Розенова,
д. психолог. н., проф.
кафедры общей и практической психологии
Московский государственный гуманитарный университет
им. М.А. Шолохова
E-mail: profi1234@yandex.ru
Определено значение эмоциональной безопасности личности в образовательном континууме. Сравниваются определения зависти, раскрываются формы и виды зависти, ее источники и детерминанты в онтогенетическом и социальном аспекте. Определены условия и возможности профилактики зависти и ее последствий. Предложена авторская модель работы с проблемами зависти, которая может быть успешно внедрена в различных образовательных учреждениях.
Ключевые слова: эмоции, чувства, страсти, эмоциональная безопасность, образовательная среда, зависть, профилактика, психологическое здоровье.
Литература
1. Березина Т.Н. Эмоциональная безопасность образовательной среды и подлинные эмоции // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. — 2013. — № 3. — С. 16-22.
2. Бреслав Г.М. Ненависть как предмет психологического исследования // Вопросы психологии. — 2011. — № 2. — С. 138-148.
3. Дескюре Ж.Б. Зависть и ревность. — СПб.: Изд-во В.И. Губинского, 1989.
4. Дмитриева Н.В. Психология зависти // Сибирский педагогический журнал. — 2005. — № 2. — С. 133-141.
5. Короленко Ц.П., Шпикс Т.А. Психология и психопатология зависти у женщин // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. — 2011. — № 4. — С. 93-96.
6. Кочетова Т.В., Кукушкина А.Н. Социально-психологические и философские аспекты исследования зависти: проблемы и перспективы исследования // Социальная психология и общество. — 2012. — № 3. — С. 5-15.
7. Розенова М.И. Неосознаваемые установки отношения родителей к детям. — Омск: Изд-во ОмГАУ им. П.А. Столыпина, 2011.
8. Розенова М.И. Отношения любви в контексте обыденного сознания, развития, обучения, воспитания и социализации личности (теоретическое и экспериментальное исследование проблемы). — М.: МГУП, 2006.
9. Розенова М.И. Семантика восприятия современной молодежью базовых отношений личности: психологические парадоксы // Психология и психотехника. — 2013. — № 6 (57). — С. 536-545.
10. Розенова М.И. Феноменология зависти // Психология и психотехника. — 2013. — № 10. — С. 961-972.
11. Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника // Безопасность образовательной среды. — М.: Экон-Информ, 2008.
12. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума // Мир психологии. — 2012. — № 1. — С. 204–220.