М.Г. Фидарова,
старший преподаватель
кафедры физико-математических дисциплин
Заполярный государственный университет им. Н.М. Федоровского (ЗГУ), г. Норильск
https://orcid.org/0000-0001-5561-0365
SPIN-код: 6846-8505, AuthorID: 759068
e-mail: fidarova@yandex.ru
В статье рассматривается метод проектов как эффективный инструмент формирования цифровых компетенций будущих инженеров в условиях цифровой трансформации экономики. Обосновываются пути модернизации системы высшего технического образования в связи с изменением требований к выпускникам, обусловленным развитием цифровой экономики, искусственного интеллекта и высокотехнологичных производств. Проведен анализ ключевых проблем подготовки инженерных кадров, включая несоответствие содержания образовательных программ современным технологическим трендам, недостаток междисциплинарных и цифровых навыков у выпускников, а также формализацию учебного процесса. Показано, что метод проектов, интегрированный в цифровую образовательную среду, способствует развитию профессиональных и личностных компетенций, формированию навыков работы с современными цифровыми инструментами, а также коммуникативных и социальных умений. Приведены рекомендации по организации проектной деятельности в техническом вузе, включая взаимодействие с работодателем, междисциплинарную интеграцию и использование современных цифровых платформ.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, метод проектов, цифровые компетенции, инженерное образование, проектная деятельность, подготовка инженерных кадров
Литература
- Гребнев Л.С., Кирабаев Н.С., Шейнбаум В.С., Зборовский Г.Е., Лукашенко М.А. «Высшее образование в России»: 30 лет научной рефлексии (круглый стол) // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 12. С. 150–166. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-12-150-166
- Тарханова О.В. О варианте концептуальной схемы междисциплинарной интеграции, как средстве формирования профессиональных и цифровых компетенций выпускников технических вузов // Человеческий капитал. 2023. № 5 (173). С. 230–240.
- Лобова С.В., Бочаров С., Понькина Е.В. Цифровизация: мейнстрим для университетского образования и вызовы для преподавателей // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 2. С. 92–106. DOI: 10.15826/umpa.2020. 02.016
- Веремчук Н.С., Привалова Ю.И. Формирование цифровых компетенций обучающихся технических вузов с использованием имитационного моделирования в учебном процессе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2023. Т. 17. № 1. С. 100–106.
- Данилаев Д.П., Маливанов Н.Н. Воспитание профессионально значимых качеств в системе инженерного образования // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 1. С. 86–104. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-01-86-104
- Орлова М.Г., Цветков Д.Н. Цифровые инструменты формирования общепрофессиональных компетенций обучающихся по техническим и экономическим специальностям в вузе // Сибирский учитель. 2024. № 3 (154). С. 36–46.
- Теличева Е.Г. О роли проектной деятельности обучающихся в структуре инновационного вуза // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 434–443. DOI: 10.25588/CSPU.2020.158.5.008
- Исаев А.П., Плотников Л.В. Технология подготовки творческих выпускников программ инженерного бакалавриата // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 7. С. 85–93. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-7-85-93
- Повинич А.Ю. Проектный метод в обучении будущих инженеров исследовательским навыкам работы с международными базами данных // Вестник ТГПУ. 2022. № 5 (223). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnyy-metod-v-obuchenii-buduschih-... (дата обращения: 13.08.2025).
- Моисеева Н.А., Полякова Т.А. Развитие цифровых компетенций будущих инженеров средствами информационно-математического моделирования // Концепт. 2021. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tsifrovyh-kompetentsiy-budusc... (дата обращения: 13.07.2025).
- Протасова С.В., Бедердинова О.И. Применение PLM-технологий в интегрированном инженерном образовании // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. статей IV Международной научно-практ. конф., Москва, 16–17 ноября 2023 г. М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2023. С. 195–206. EDN TFINLM
- Никулова Г.А. Опыт организации проектной деятельности студентов в рамках дисциплины «Электронные и цифровые образовательные ресурсы» // Проблемы современного образования. 2024. № 1. С. 247–264. DOI: 10.31862/2218-8711-2024-1-247-264
- Фидарова М.Г. Формирование профессиональных компетенций будущих учителей информатики в условиях проектной деятельности // Изв. Волгоградского гос. пед. ун-та. 2019. № 6. С. 9–13.