Д.А. Ткаченко,
профессор
кафедры декоративного искусства и дизайна,
директор института художественного образования
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
e-mail: d.a.tkachenko@yandex.ru
AuthorID: 722278, https://orcid.org/0000-0003-4000-5466,
Scopus AuthorID: 57369381600
Э.П. Чернышова,
канд. филос. наук, доцент
кафедра искусствоведения и педагогики искусства
Российский государственный педагогический университет им. А И. Герцена, Санкт-Петербург
e-mail: ch-elvira@bk.ru
AuthorID: 473321, https://orcid.org/0000-0001-5086-5713
Web of Science ResearcherID: C-2843-2016, Scopus AuthorID: 55967058400
В статье представлена характеристика структуры и содержания новой образовательной программы высшего образования института художественного образования РГПУ им. А. И. Герцена по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями) направленности «Изобразительное искусство, дополнительное образование». Отмечена практикоориентированность программы, что отвечает задаче подготовки профессиональных педагогов в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Выделены преимущества программы с учетом специфики художественного образования в условиях интеграции дополнительного профессионального и высшего образования. Обосновываются перспективы адаптации программы с учетом грядущего обновления образовательной системы и установления новой модели высшего образования.
Ключевые слова: двухпрофильный бакалавриат, образовательная реформа, художественное образование, интеграция дополнительного профессионального и высшего образования, учебный план
Исследование выполнено за счет внутреннего гранта РГПУ им. А. И. Герцена (проект № 99-ВГ)
Литература
- Бобриков В.Н, Равочкин Н.Н. Проектирование образовательных программ — ведущая тенденция отечественного образования в условиях трансформирующегося общества // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2017. № 3 (март). С. 1–7. URL: http://e-koncept. ru/2017/170049.htm
- Бычков В.В., Хрисанова Е.Г. Интеграция высшего и дополнительного профессионального образования как фактор формирования готовности студентов педагогического вуза к профессиональной мобильности // Трибуна ученого: электронный научно-практический журнал. 2020. № 12. С. 1042–1047. URL: https://tribune-scientists.ru/media/pdf/122020.pdf. EDN VAIORK (дата обращения: 11.02.2025).
- В ГД поддерживают решение об отказе от бакалавриата, переход на базовое и специализированное высшее образование с 1 сентября 2026 года // Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации: офиц. сайт. 2025. URL: http://duma.gov.ru/news/60690/ (дата обращения: 30.01.2025).
- Валерий Фальков выступил на «правительственном» часе в Госдуме // Министерство науки и высшего образования РФ: офиц. сайт. 2025. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/95016/ (дата обращения: 11.02.2025).
- Валерий Фальков принял участие в стратегической сессии под председательством Председателя Правительства Михаила Мишустина // Министерство науки и высшего образования РФ: офиц. сайт. 2025. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/95... (дата обращения: 19.02.2025).
- Верещагина Н.О., Дробжева Я.В., Иванова Е.П. Образовательная программа подготовки бакалавров в области наук о земле в контексте новой парадигмы высшего образования // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2023. № 209. С. 31–43.
- Гогоберидзе А.Г., Ничипоренко Л.К., Новицкая В.А., Яфизова Р.И. Комплексный подход к организации оценки компетенций как результат профессионального становления студентов в условиях высшего образования // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2024. № 214. С. 22–33.
- Гусев В.А., Зацепин В.А., Нисман О.Ю., Коган Е.Я. Разработка образовательных программ с использованием автоматизированной информационной системы // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки, 2014. № 1 (21). С. 59–64. EDN TETBXX.
- Кривоногова А.С., Боровиков Е.А. Интеграция дополнительных профессиональных программ в систему высшего образования // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 22-й Международной научно-практ. конф., Екатеринбург, 18–20 апреля 2017 г. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2017. С. 85–88. EDN ZBQZRZ.
- Лебединцев В.Б. Разработка образовательной программы: проектирование процесса достижения результата // Школьные технологии. 2012) № 6. С. 114–119. EDN PUZXZV.
- Михаил Мишустин провел стратегическую сессию о развитии образования // Правительство РФ: офиц. сайт. 2025. URL: http://government.ru/news/54267/ (дата обращения 22.02.2025).
- Мухина Т.Г. Направления интеграции дополнительного высшего профессионального образования в единое образовательное пространство // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2021. Т. 13. № 2-6. С. 1332–1335, EDN PCLBXH.
- Постановление Правительства РФ от 09.08.2023 № 1302 (ред. от 23.03.2024) «О реализации пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования» (вместе с «Правилами реализации пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования в 2023/24, 2024/25 и 2025/26 учебных годах») // КонсультантПлюс. 2023. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_454634/4c8e2b59d5a41f507a3b8e163df88dd0dfb53788/ (дата обращения: 05.02.2025).
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 4 февраля 2020 г. № 1/20) // Реестр примерных основных общеобразовательных программ: офиц. сайт / Министерство Просвещения Российской Федерации. 2020. URL: https://fgosreestr.ru/?page=4 (дата обращения: 07.02.2025).
- Программа развития Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» на 2024–2030 годы // Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена: офиц. сайт. 2023. URL: https://www.herzen.spb.ru/upload/medialibrary/99d/sji1ufmyl9eexin7odarf7... (дата обращения: 10.02.2025).
- Рейтинг лучших вузов России RAEX-100, 2024 год // RX: Rating Review: сайт рейтинговой группы RAEX. 2024. URL: https://raex-rr.com/education/russian_universities/top-100_universities/... (дата обращения: 01.02.2025).
- Томилова В.М. Основные подходы к разработке образовательной программы // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2014. № 9. С. 21–28, EDN SZCJAZ.
- Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2023 № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» // Официальный интернет-портал правовой информации. 2023. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305120005 (дата обращения: 20.01.2025).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс. 2021. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.01.2025).
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) от 22 февраля 2018 года № 125 // Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. 2018. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 20.01.2025).
- Шеин А.А., Привалов Н.И., Иващенко А.П. Модульный принцип обучения в системе образовательного процесса // Успехи современного естествознания. 2023. № 12. С. 115–118. EDN RXXIZD.
- Эбзеева Ю.Н., Смирнова Ю.Б. Качество образования как основа репутации университета: современные тенденции развития дополнительного профессионального образования // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2023. Т. 16. № 2. С. 94–104. DOI: 10.17213/2075-2067-2023-2-94-104, EDN XIERAY.