Е.В. Кривобокова,
аспирантка
Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»
e-mail: krivobockovae@yandex.ru
В статье рассматривается креативно-образовательное пространство технического университета как фактор и инструмент развития социального творчества. Автор анализирует многоуровневую структуру университетского пространства, включающую физическую, социальную и символическую составляющие, и раскрывает роль креативной социальной системы в формировании субъектности студентов, аспирантов и молодых ученых. На основе социально-философского подхода показано, что современный университет 4.0 выступает не только как инфраструктура, но и как медиатор ценностей, норм и смыслов, обеспечивающих условия для научного творчества, междисциплинарного взаимодействия и развития инноваций. Особое внимание уделено тренду на создание университетов нового типа технологическими компаниями, которые интегрируют образовательные и индустриальные практики.
Ключевые слова: креативно-образовательное пространство, субъектность, креативная социальная система, университет 4.0, социальное творчество
Литература
- Ефимов В.С., Лаптева А.В. Университет 4. 0: философско-методологический анализ // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 1 (107). С. 16–29.
- Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993. 333 с.
- Башляр Г. Поэтика пространства. М.: Ad Marginem, 2014. 350 с.
- Кривобокова Е.В. Вовлечение студентов инженерных специальностей в научно-исследовательскую деятельность (социально-философский взгляд) // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2024. № 10. С. 53–57. DOI: 10.20339/AM.10-24.053
- Асмолов А.Г. Психология достоинства: искусство быть человеком. М.: Альпина Паблишер, 2023. 398 с.
- Наука vs Жизнь: университетские кампусы будущего // Проект Россия. 2023. URL: https://prorus.ru/interviews/nauka-vs-zhizn-universitetskie-kampusy-budu... (дата обращения: 10.08.2025).
- Т-Банк планирует создание собственного фонда науки и образования // Информационное агентство ТАСС – 2025. URL: https://tass.ru/ekonomika/24280113 (дата обращения: 10.08.2025).
- Ольденбург Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества. М.: Новое Литературное Обозрение, 2018.