Д.П. Данилаев,
д-р техн. наук, доцент,
заведующий кафедрой
электронных и квантовых средств передачи информации
SPIN-код: 9783-7717, https://orcid.org/0000-0001-6536-2334
e-mail: dpdanilaev@kai.ru
Н.Н. Маливанов,
д-р пед. наук, профессор,
заведующий кафедрой автоматики и управления
SPIN-код: 9783-7717, https://orcid.org/0000-0001-6536-2334
e-mail: nnmalivanov@kai.ru
Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ)
Статья посвящена анализу системных противоречий, возникающих при организации студенческих стартапов в региональных технических вузах России. Предлагается новая модель их разрешения. Цель исследования — выявление глубинных проблем, препятствующих эффективному развитию технологического предпринимательства среди студентов, и разработка механизмов их преодоления. Авторы ставят задачу определить механизмы согласования интересов образования, науки и промышленности в рамках инновационной экосистемы. Методологическую основу статьи составляют анализ статистических данных, обзор государственных программ поддержки стартапов, а также критический разбор существующих практик взаимодействия вузов и предприятий. Используются методы системного анализа и моделирования для предложения обновленной схемы организации студенческого предпринимательства.
Ключевые результаты включают выявление основных противоречий, описание диссонанса образовательной стратегии вузов, задач предприятий, отраслевых тенденций, образовательных и профстандартов, проблем и ограничений преподавателей, интересов и рисков студентов. Новизна исследования заключается в предложении модели инновационной среды на базе цифровых кластеров, которая интегрирует вузы, предприятия и студентов через информационные платформы. Эта модель направлена на кадровый рекрутинг, формирование научно-технического задела и синергию образования с бизнесом.
Оригинальность статьи проявляется в комплексном подходе к решению проблем студенческих стартапов, сочетающем образовательные, технологические и управленческие аспекты. Ценность работы заключается в практических рекомендациях для региональных вузов и предприятий по созданию устойчивой экосистемы технологического предпринимательства. Целевая группа статьи включает исследователей в области высшего образования, руководителей вузов, представителей промышленности и органов государственного управления, заинтересованных в развитии инновационной экономики.
Ключевые слова: инженерное образование, университетское технологическое предпринимательство, организация студенческих стартапов, информационная образовательная среда, подготовка технических специалистов, организация студенческого предпринимательства, эффективность технологического предпринимательства
Научные исследования проведены при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках исполнения обязательств
по Соглашению номер № 075-03-2025-335 от 16 января 2025 г.
Литература
1. Толмачев Д.Е., Чукавина К.В., Игошина Е.Д. Технологические предприниматели российского происхождения: образование, география, отрасли // Журнал Новой экономической ассоциации. 2022. № 1 (53). С. 231–240. DOI: 10.31737/2221-2264-2022-53-1-13
2. Осипова О.С. Эволюция студенческого инновационного предпринимательства в России // Экономика. Налоги. Право. 2023. Т. 16. № 5. С. 6–15. DOI: 10.26794/1999-849X-2023-16-5-6-15
3. Куракова Н.Г., Цветкова Л.А. Технологическое предпринимательство в региональных университетах России: факторы сдерживания и ускорения // Экономика науки. 2021. Т. 7. № 3. С. 170–187. DOI: 10.22394/2410-132X-2021-7-3-170-187
4. Стажарова Д.М., Будрина Е.В. Динамика развития студенческих стартапов на базе инновационной инфраструктуры вуза // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2022. № 3. С. 3–12. DOI: 10.17586/2310-1172-2022-17-3-3-12
5. Стажарова Д.М., Хамылева У.А., Травин Д.Н., Сысоенко М.В. Перспективы студенческих стартапов как источник инноваций // Вестник Академии знаний. 2024. № 3 (62). С. 412–419.
6. Воробьев С.В., Микаелян Л.Г. Особенности создания студенческих стартап-проектов с целью развития молодежного предпринимательства // Вопросы отраслевой экономики. 2023. № 4. С. 87–96. DOI: 10.24888/2949-2793-2023-4-87-96
7. Штыхно Д.А., Искандарян Р.А. Студенческие стартапы как инструмент развития предпринимательских навыков // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 2-1. С. 252–262. DOI: 10.25799/AR.2019.91.2.022
8. Данейкин Ю.В. Региональная экосистема технологического предпринимательства: модель и методика оценки результативности (на примере Новгородской области) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2023. Т. 22. № 3. С. 337–365. DOI: 10.21638/11701/spbu08.2023.304
9. Ибрагимова М.Х., Литвинцева Е.Д. Проблемы развития технологического предпринимательства в Российской Федерации // Российский экономический интернет-журнал. 2020. № 1. С. 23.
10. Ершова И.В., Петраков А.Ю. Программа «Стартап как ВКР» — драйвер развития молодежного предпринимательства // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2023. № 8. С. 17–28. DOI: 10.17803/2311-5998.2023.108.8.017-028
11. Доржиева В.В., Ильина С.А. Институты развития как инструменты поддержки малого и среднего предпринимательства // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2020. № 4. С. 58–72. DOI: 10.24411/2073-6487-2020-10042
12. Данилаев Д.П., Маливанов Н.Н. Функционал преподавателя технического вуза: целевые ориентиры // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 3. С. 48–66. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-48-66
13. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
14. Куфтырев И.Г., Передня С.С. Международный инновационный коридор как инфраструктурный фактор развития технологического предпринимательства // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 3-3. С. 147–152.
15. Милючихина О.А. Роль стартапов в реализации Национальной технологической инициативы // Экономика и социум. 2018. № 5 (48). С. 827–832.
16. Вареца Р.А. Роль технологического предпринимательства в сфере промышленности в современных условиях // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2024. Т. 24. Вып. 2. С. 138–146. DOI: 10.18500/1994-2540-2024-24-2-138-146
17. Розанова Н.М. Индустрия 5.0: золотой век или прыжок в темноту? // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2023. № 6. С. 61–77. DOI: 10.52180/2073-6487_2023_6_61_77
18. Бабкин А.В., Шкарупета Е.В., Плотников В.А. Интеллектуальная киберсоциальная экосистема индустрии 5.0: понятие, сущность, модель // Экономическое возрождение России. 2021. № 4 (70). С. 39–62. DOI: 10.37930/1990-9780-2021-4-70-39-62
19. Димов Э.М., Маслов О.Н. Информационные технологии цифровой экономики: образовательные и научно-исследовательские аспекты // Инфокоммуникационные технологии. 2019. Т. 17. № 1. С. 100–115. DOI: 10.18469/ikt.2019.17.1.16
20. Данилаев Д.П., Маливанов Н.Н. 3D цифровой образовательный кластер // Управление устойчивым развитием. 2022. № 2 (39). С. 107–116. DOI: 10.55421/2499992X_2022_2_107
21. Данилаев Д.П., Маливанов Н.Н. Цифровизация инженерного образования. Часть 1: Проблемы, целевые задачи и направления // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2024. № 11. С. 8–18. DOI: 10.20339/AM.11-24.008