Л.А. Сазанова,
канд. физ.-мат. наук, доцент
кафедры информационных технологий и статистики
Уральский государственный экономический университет
e-mail: sazanovalarisa@rambler.ru
Цель работы состоит в раскрытии возможностей и преимуществ междисциплинарного подхода применительно к обучению студентов информационных специальностей. Рассмотрен ряд проблем в области проектирования, разработки, поддержки информационных систем и использования искусственного интеллекта, для решения которых значимость данного подхода особенно велика. На основе педагогического опыта автора представлен анализ межпредметных связей ряда учебных дисциплин, преподаваемых в Уральском государственном экономическом университете студентам таких направлений обучения, как «Прикладная информатика» и «Информатика и вычислительная техника». Показано, что междисциплинарный подход является одним из основных инструментов обеспечения эффективности обучения, поскольку способствует совершенствованию профессиональной подготовки студентов информационного профиля и влечет за собой ряд положительных эффектов в плане их личностного развития. Также рассмотрены некоторые проблемы реализации междисциплинарного подхода, среди которых отмечена необходимость дополнительных временных затрат на подготовку, которая в условиях сильной загруженности преподавателей может послужить некоторым препятствием. Автор подчеркивает важность постоянного исследования тенденций рынка труда в ИТ-сфере, поскольку связанные с ними неизбежные изменения в процессе обучения студентов информационных специальностей делают применение междисциплинарного подхода еще более актуальным, требуя в то же время непрерывной модификации учебных планов и рабочих программ.
Ключевые слова: междисциплинарный подход, межпредметные связи, учебная дисциплина, информационные специальности, прикладная информатика, интеграция, студенты вуза.
Литература
- Мамуркова Е.Р., Кейлиц П.М., Литвинова Н.А., Гаврилюк Е.С. Анализ трендов и потребностей современного рынка труда на примере ИТ-отрасли: пути преодоления карьерного разрыва // Beneficium. 2024. № 2 (51). С. 111–120.
- Лебедева Т.Н., Носова Л.С. Проблемы и перспективы подготовки ИТ-специалистов в России // Управление в современных системах. 2016. № 4 (11). С. 9–13.
- Машкин Д.О. Проблемы подготовки кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий в учреждениях высшего профессионального образования // Концепт. 2016. Т. 2. С. 161–165. [Электронный журнал]. URL: http://e-koncept.ru/2016/46039.htm
- Посягин А.Е. Гибкая методология разработки Agile: управление информационными системами, достоинства и недостатки. Конкурентоспособность территорий // Материалы XXIV Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов. В 4 частях. Екатеринбург, 2021. С. 83–86.
- Худякова М.А., Власова И.Н. Разработка и реализация междисциплинарных исследований студентами педагогических университетов // Управление образованием: теория и практика. 2024. № 3-2. С. 24–32.
- Сазанова Л.А. Применение методики дерева решений в преподавании // Стратегии развития современной науки: сб. науч. статей. Науч. ред. И.В. Таньчева. М., 2019. С. 75–78.
- Ильмушкин Г.М., Ильмушкина А.А. Междисциплинарный подход к профессиональной подготовке студентов технического вуза в сфере информационных технологий // Вестник Димитровградского инженерно-технологического института. 2022. № 3 (28). С. 95–100.
- Стельмах Я.Г., Аверьянов В.А., Перстенева Н.П. Профессионально направленное обучение математике студентов технического вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2023. Т. 12. № 3 (44). С. 95–98.
- Сазанова Л.А. Применение методики eduScrum в учебном процессе вуза для студентов информационных специальностей // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2024. № 6. С. 25–31. DOI: 10.20339/AM.06-24.025
- Польшакова Н.В., Уварова М.Н. Современные тенденции цифровых трансформаций образовательных процессов в высшей школе // Инновационное развитие науки: фундаментальные и прикладные проблемы: монография. Петрозаводск, 2024. С. 5–24.
- Шарабаева Л.Ю. Дистанционные образовательные технологии: опыт пандемии и поиск новых моделей // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2020. Т. 11. № 4 (46). С. 264–269.
- Баканова И.Г., Капустина Л.В., Козырева М.П. Разработка образовательного сценария обучения с применением технологии виртуальной реальности // Педагогическое образование в России. 2024. № 3. С. 25–30.