Е.Ю. Толмачева,
канд. пед. наук, старший преподаватель
кафедра русского языка № 4 Института русского языка
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
e-mail: tolmacheva_eyu@pfur.ru
О.А. Свешникова,
канд. филол. наук, доцент
кафедры русского языка № 4 Института русского языка
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы,
e-mail: sveshnikova_oa@pfur.ru
В статье представлена технология работы над художественными фильмами с целью формирования коммуникативной, социокультурной, лингвокультурологической компетенций в процессе преподавания русского языка как иностранного в студенческой аудитории. В статье показана технология работы в рамках практических занятий над современными короткометражными художественными фильмами с иностранными студентами, владеющими русским языком на уровне В1+. Также описана работа, осуществляемая в аудитории студентов-билингвов, владеющих русским языком на уровне В2, над популярными советскими полнометражными художественными фильмами, которые помогают узнать историю страны, национальный характер, историю развития и формирования взглядов российского общества. Схема данного занятия подходит для киноклуба (кинолектория). Короткометражные и полнометражные художественные фильмы рассматриваются как аудиовизуальный инструмент овладения речевыми и коммуникативными навыками, дающий возможность усвоить русскую интонацию для понимания и выражения коммуникативных намерений, а также как способ изучения дискурса при выполнении заданий с кинотекстом фильма. В статье сформулированы основные принципы выбора короткометражных и полнометражных художественных фильмов, перечисляются примеры фильмов и задания к ним. Дается комментарий по результатам работы в моноэтнических и полиэтнических группах с иностранными студентами, студентами-билингвами разных профилей.
Ключевые слова: РКИ, культурный код, аксиологический аспект, коммуникативная компетенция, лингвокультурологическая компетенция, аудиовизуальные средства, кинопедагогика, короткометражный фильм, полнометражный фильм, русская интонация.
Литература
- Абдрахманова И.Э. Совершенствование русской речи иностранных студентов на основе восприятия российской аудиовизуальной культуры: автореферат дис. ... д-ра пед. наук. М., 2010. 43 с.
- Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения русскому языку. М.: Русский язык. Курсы, 2019. 496 с.
- Бегунова Я.А. Видеоматериалы как средство обучения иностранным языкам [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/videomaterialy-kak-sredstvo-obucheniya-inostrannym-yazykam-1?ysclid=lzgyjyflwi805838682 (дата обращения: 09.07.2024).
- Городилова Г.Г. Обучение речи и технические средства. М.: Русский язык, 1979. 206 с.
- Дейкина А.Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка: монография. М.: МПГУ, 2019. 210 с.
- Заварухина П.О. Методика работы с аудиовизуальными средствами на уроках РКИ [Электронный ресурс]. URL: http://elib.timacad.ru/dl/full/doctsha-293-2-2021-253.pdf/download/doctsha-293-2-2021-253.pdf?ysclid=lzgyl2ftz3118945411 (дата обращения: 09.07.2024).
- Пугачев И.А. Профессионально ориентированное обучение русскому языку как иностранному: теория, практика, технологии: монография. М.: РУДН, 2016. 483 с.
- Свешникова О.А. Использование фонологической теории Е.А. Брызгуновой при обучении РКИ // Вестник РУДН, серия Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2015. № 2. С. 24–29.
- Стаценко А.Н., Самохина О.В. Роль аудиовизуальных средств обучения в формировании знаний на продвинутом уровне при преподавании русского языка как иностранного // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2020. № 1. Русский и английский язык.
- Степанова П.М. Кинопедагогика и медиаобразование : учеб. пособие. СПб. : СПбГИКиТ, 2016. 98 с.
- Толмачева Е.Ю. Проблемно-конструктивный диалог в обучении устным видам речевой деятельности иностранных студентов на занятиях по РКИ: уровень А1-В1: автореферат дис. ... канд. пед. наук. М., 2020. 29 с.
- Федоров А.В. Тысяча и один самый кассовый советский фильм: мнения кинокритиков и зрителей. М.: ОД «Информация для всех», 2023. 1270 с.
- Федоров А.В. Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики: монография. М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2016. 111 с.
- Челышева И.В. Теория и история российского медиаобразования. М.: Директ-Медиа, 2013. 229 с.
- Челышева И.В., Березкина А.Д. Организация работы молодежного медиаклуба. М.: Директ-Медиа, 2022. 95 с.
- Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment companion volume with new Descriptors [Электронный ресурс]. URL: https://rm.coe.int/common-european-framework-of-reference-for-languages-learning-teaching/16809ea0d4 (дата обращения: 09.07.2024).
- Ur P. Discussion that work: task-centered fluency practice. Cambridge University Press, 2012. 122 p.