Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Художественные короткометражные и полнометражные фильмы как аудиовизуальные средства формирования коммуникативной и лингвокультурологической компетенций: на примере занятий РКИ в студенческой аудитории (уровень владения РКИ В1+ и выше)

Е.Ю. Толмачева, О.А. Свешникова
80,00 ₽
УДК 378:811.161.1`24
 

Е.Ю. Толмачева,

канд. пед. наук, старший преподаватель

кафедра русского языка № 4 Института русского языка

Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы

e-mail: tolmacheva_eyu@pfur.ru

О.А. Свешникова,

канд. филол. наук, доцент

кафедры русского языка № 4 Института русского языка

Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы,

e-mail: sveshnikova_oa@pfur.ru

 

В статье представлена технология работы над художественными фильмами с целью формирования коммуникативной, социокультурной, лингвокультурологической компетенций в процессе преподавания русского языка как иностранного в студенческой аудитории. В статье показана технология работы в рамках практических занятий над современными короткометражными художественными фильмами с иностранными студентами, владеющими русским языком на уровне В1+. Также описана работа, осуществляемая в аудитории студентов-билингвов, владеющих русским языком на уровне В2, над популярными советскими полнометражными художественными фильмами, которые помогают узнать историю страны, национальный характер, историю развития и формирования взглядов российского общества. Схема данного занятия подходит для киноклуба (кинолектория). Короткометражные и полнометражные художественные фильмы рассматриваются как аудиовизуальный инструмент овладения речевыми и коммуникативными навыками, дающий возможность усвоить русскую интонацию для понимания и выражения коммуникативных намерений, а также как способ изучения дискурса при выполнении заданий с кинотекстом фильма. В статье сформулированы основные принципы выбора короткометражных и полнометражных художественных фильмов, перечисляются примеры фильмов и задания к ним. Дается комментарий по результатам работы в моноэтнических и полиэтнических группах с иностранными студентами, студентами-билингвами разных профилей.

Ключевые слова: РКИ, культурный код, аксиологический аспект, коммуникативная компетенция, лингвокультурологическая компетенция, аудиовизуальные средства, кинопедагогика, короткометражный фильм, полнометражный фильм, русская интонация.

Литература

 

  1. Абдрахманова И.Э. Совершенствование русской речи иностранных студентов на основе восприятия российской аудиовизуальной культуры: автореферат дис. ... д-ра пед. наук. М., 2010. 43 с.
  2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения русскому языку. М.: Русский язык. Курсы, 2019. 496 с.
  3. Бегунова Я.А. Видеоматериалы как средство обучения иностранным языкам [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/videomaterialy-kak-sredstvo-obucheniya-inostrannym-yazykam-1?ysclid=lzgyjyflwi805838682 (дата обращения: 09.07.2024).
  4. Городилова Г.Г. Обучение речи и технические средства. М.: Русский язык, 1979. 206 с.
  5. Дейкина А.Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка: монография. М.: МПГУ, 2019. 210 с.
  6. Заварухина П.О. Методика работы с аудиовизуальными средствами на уроках РКИ [Электронный ресурс]. URL: http://elib.timacad.ru/dl/full/doctsha-293-2-2021-253.pdf/download/doctsha-293-2-2021-253.pdf?ysclid=lzgyl2ftz3118945411 (дата обращения: 09.07.2024).
  7. Пугачев И.А. Профессионально ориентированное обучение русскому языку как иностранному: теория, практика, технологии: монография. М.: РУДН, 2016. 483 с.
  8. Свешникова О.А. Использование фонологической теории Е.А. Брызгуновой при обучении РКИ // Вестник РУДН, серия Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2015. № 2. С. 24–29.
  9. Стаценко А.Н., Самохина О.В. Роль аудиовизуальных средств обучения в формировании знаний на продвинутом уровне при преподавании русского языка как иностранного // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2020. № 1. Русский и английский язык.
  10. Степанова П.М. Кинопедагогика и медиаобразование : учеб. пособие. СПб. : СПбГИКиТ, 2016. 98 с.
  11. Толмачева Е.Ю. Проблемно-конструктивный диалог в обучении устным видам речевой деятельности иностранных студентов на занятиях по РКИ: уровень А1-В1: автореферат дис. ... канд. пед. наук. М., 2020. 29 с.
  12. Федоров А.В. Тысяча и один самый кассовый советский фильм: мнения кинокритиков и зрителей. М.: ОД «Информация для всех», 2023. 1270 с.
  13. Федоров А.В. Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики: монография. М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2016. 111 с.
  14. Челышева И.В. Теория и история российского медиаобразования. М.: Директ-Медиа, 2013. 229 с.
  15. Челышева И.В., Березкина А.Д. Организация работы молодежного медиаклуба. М.: Директ-Медиа, 2022. 95 с.
  16. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment companion volume with new Descriptors [Электронный ресурс]. URL: https://rm.coe.int/common-european-framework-of-reference-for-languages-learning-teaching/16809ea0d4 (дата обращения: 09.07.2024).
  17. Ur P. Discussion that work: task-centered fluency practice. Cambridge University Press, 2012. 122 p.